Как читать медиа?
En

Вузы выходят в онлайн: интервью с преподавателем МГУ Екатериной Сивяковой

Вузы выходят в онлайн: интервью с преподавателем МГУ Екатериной Сивяковой

Университеты прожили в режиме дистанционного образования почти целый семестр. Шок и энтузиазм первых недель сменился усталостью, но очевидно, что высшее образование после этого опыта изменится необратимо. О том, как проживают этот переходный период преподаватели и студенты, рассказывает доцент факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, тренер и эксперт проекта «The Earth Is Flat - Как читать медиа?» Екатерина Сивякова.

– Вузы в кратчайшие сроки были вынуждены перевести обучение в онлайн, какие самые серьёзные проблемы, с которыми они столкнулись, помимо управленческих? Сама трансформация учебного процесса, превращение его в дистанционный повлекла ли качественные изменения?

– МГУ одним из первых объявил о переходе на онлайн-обучение: это произошло 17-го марта. Так как с тех пор прошел только месяц, пока что мы живем в режиме переживания этих трансформаций, которые произошли очень быстро. Сейчас мы стараемся адаптироваться к этим переменам. Самая главная проблема, которая встала на этом уровне – это поиск баланса между содержанием обучения и его организацией в новом формате. Как уравновесить эффективность и качество обучения и выстроить образовательный процесс с использованием новых инструментов, соблюдая при этом формы отчетности, которых ждут от вузов в России? 

Ответ на этот вопрос мы пока ищем, и касается он, в первую очередь, оперативной «подстройки» в режиме реального времени. Сейчас основной прогноз заключается в том, что вузы останутся на дистанционном обучении до конца этого семестра. Но есть еще вопрос о долгосрочном планировании, о том, как мы будем жить и работать дальше. Каким образом будет проходить выпуск в этом году, как будет организована приемная кампания, как будет строиться осенний семестр? И главное, пока не до конца понятно, временные ли это изменения или же это наша новая реальность в долгосрочной перспективе.

– Вы ведёте телеграм-канал «Уроки эмпатии» о новой педагогической этике в цифровой среде, какие этические и психологические проблемы проявились из-за перехода в онлайн?  

– На самом деле, их гораздо больше, чем казалось изначально. Главная проблема в том, что, по сути, сейчас существование университета как физического пространства приостановлено. Поставлены на паузу его функции как общественной и образовательной среды. А ведь образовательная среда имеет огромное значение — именно там происходит общение между разными участниками образовательного процесса, которое является его движущей силой. И вот теперь доступ к этой офлайн-среде в прямом смысле закрыт, и все процессы перешли в онлайн-измерение. 

Очень много тревоги и эмоций вызывает скорость изменений, потому что не все поколения преподавателей к этому были готовы, не все чувствуют уверенность в использовании новых технологий. Совершенно изменилась дистанция между преподавателем и студентом, поменялось представление о границах частного и общественного пространства. Занятия проходят на онлайн-платформах, и в том же Zoom преподаватели и студенты получили доступ к частному пространству друг друга. Мы видим домашнюю обстановку, родственников, котов и собак друг друга. Но появились не только новые задачи и трудности, под тяжестью новых этических вызовов обострились нерешенные ранее в офлайне проблемы. Приведу пример. В марте мы с коллегами много обсуждали проблему присутствия студентов на занятии по видеосвязи. Обязан ли студент включать видео на занятии? Должен ли преподаватель засчитывать посещение, если студент присутствует с выключенным экраном и выключенным звуком, никаким образом не реагируя на происходящее? Это только один кейс, который иллюстрирует, что актуализировались проблемы, которые раньше были предметом молчаливого согласия. Считалось, что невозможно каждого студента включить в аудиторную работу: всегда есть человек, который сидит на заднем ряду и не реагирует на происходящее. А почему тогда мы не должны учитывать эту особенность в онлайне?

– Есть ли у вас советы, рекомендации преподавателям и студентам, оказавшимся в этой непростой ситуации? 

– Мне кажется важным сформулировать список универсальных рекомендаций и для тех, и для других. На мой взгляд, мы — студенты и преподаватели — вместе стоим перед лицом этих изменений, поэтому справляться с ними и преодолевать этот процесс лучше тоже сообща. 

Во-первых, нам нужно договариваться друг с другом, проговаривать и устанавливать новые правила и границы, а также стараться их соблюдать. Не отступать. Продолжая пример с видео: я заранее написала своим студентам, еще до первых занятий, что не буду требовать включенной камеры, потому что понимаю, что они больше не находятся в общественном пространстве университета. И то, в каком объеме они готовы показывать свое частное пространство — это их решение. Более того, причиной могут быть слабые технические условия — плохой интернет, низкое качество видеосвязи на устройстве, а также могут быть личные эмоциональные причины — просто не хочется показывать свою комнату, например. 

Во-вторых, нужно снизить ожидания друг от друга и поддерживать друг друга, если кто-то испытывает сложности. Я знаю, что мои студенты помогают некоторым преподавателям настроить Zoom, в каких-то еще технических вопросах их поддерживают, консультируют. А преподаватель, в свою очередь, может давать какие-то рекомендации по тайм-менеджменту, рассказывать, как организовать процесс самообучения в этих условиях. 

В-третьих, я бы посоветовала не бояться просить помощи друг у друга. От того, как мы друг другу поможем, зависит конечный результат, который заключается в эффективном обучении, в котором обе стороны — и преподаватели, и студенты — заинтересованы. 

В-четвертых, можно разрешить себе делать только то, что в твоих силах. Преподавателю хорошо бы понимать, что он не может сильно увеличить объем домашних заданий, так как физическое время на их выполнение у студентов ограничено, а некоторые вещи вообще очень трудно освоить самостоятельно. Студентам хорошо бы принять, что они не все могут успевать, и это тоже нормально. И преподавателям не нужно стараться освоить сразу все имеющиеся онлайн-технологии, а можно просто выбрать основные инструменты. И, конечно, не нужно требовать от студентов чего-то большего, чем обычно. Не предполагать, что при переходе в онлайн все студенты станут резко более эффективными и включенными или, наоборот, перестанут принимать какое-либо участие в занятиях — это очень распространенный преподавательский страх. Ну и последний совет, заключительный — не бояться пробовать новое вместе. Новый контекст дает нам всем пространство и возможность для проб и ошибок. Поэтому, на мой взгляд, это лучшее время, чтобы протестировать неизвестные форматы, поработать с новыми источниками, узнать о последних технологиях.

– Есть ли у вас прогнозы? Какие изменения в образовательном процессе останутся с нами в мире после коронавируса? 

– Мне кажется, что основной вопрос заключается в том, как будет происходить процесс возвращения в офлайн — если будет, конечно. И, соответственно, что мы будем делать с той привычкой к онлайну, которая довольно быстро вырабатывается. Очевидно, что и среди преподавателей, и среди студентов будут люди, которые останутся на позиции, что им комфортнее работать в офлайне, и будут радоваться возврату. Но появятся и те, кто поймет, что предпочел бы остаться в онлайне. 

Второй вопрос — что будет с университетом как образовательным пространством? Каким оно будет после периода социального дистанцирования? Ведь мы можем оказаться в контексте, в котором онлайн-измерение станет ведущим в образовательном процессе, а офлайн-измерение — его сопровождением. 

То есть, сначала мы будем делать все в онлайне, а потом что-то добирать в офлайне, а не наоборот, как это было раньше. Наконец, сейчас мы не можем понять, какими станут взаимоотношения преподавателей со студентами после периода этой цифровой близости в онлайн-сервисах. Как мы будем общаться после того, как мы увидели наших собак, «побывали в гостях» друг у друга? Ведь чем больше мы ограничены в физическом общении, тем больше мы проводим времени друг с другом в онлайне. И приспосабливаемся мы к этим трансформациям тоже каждый по-своему: у кого-то степень адаптивности к дигитализации общения выше, у кого-то ниже. Не получится ли, что какая-то часть участников образовательного процесса вообще спустя какое-то время перестанет находить себе место в онлайне? Надеюсь, что этого не произойдет.

Что еще почитать