Как читать медиа?
En

Медиапотребление в России

Медиапотребление в России

Эксперт-тренер проекта “The Earth Is Flat - Как читать медиа?”, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущая Телеграм-канала «Уроки эмпатии» Екатерина Сивякова подготовила аналитическую справку о медиапотреблении в России на основе исследований Левада-центра и Фонда имени Фридриха Эберта в России.

Основным источником информации для большинства россиян по-прежнему остается телевидение, однако его аудитория постепенно снижается, говорится в аналитическом докладе “Российский медиаландшафт 2019: телевидение, интернет, пресса и социальные сети”, проведенном Левада-центром. За десять лет этот показатель упал с 94% до 72%. При этом доля потребления телевизионного контента зависит от возраста россиян: реже всего получают новости по телевизору самые молодые: это 42% среди россиян до 25 лет. А в группе самых пожилых (65 лет и старше) эта доля составляет 93%. 

Пожилые россияне также активно используют для получения информации традиционные медиа –– радио и прессу. При этом аудитория этих медиа продолжает существенным образом сокращаться: за десять лет она уменьшилась более, чем в два раза, подчеркивается в докладе. В то же время в России растет потребление социальных сетей. Наиболее популярные среди них –– “ВКонтакте” (ими пользуются порядка 42% россиян), “Одноклассники” (33%), YouTube (30%) и Instagram (23%). Наибольший рост в России демонстрируют YouTube, Instagram и ВКонтакте. Именно социальные сети являются главным источником информации для молодежи. 

Интернет и социальные сети в последние годы вышли на второе место среди списка источников информации, которыми пользуются россияне. За десять лет их аудитория выросла в три раза: с 9% до трети населения страны, говорится в докладе Левада-центра. При этом ключевыми каналами дистрибуции контента являются социальные сервисы и поисковики, среди которых выделяется лента национального поисковика “Яндекс” (их используют почти 40% россиян) и российского почтового сервиса Mail.ru (15%). Заметный рост внутри этой группы демонстрируют видеоблоги: около трети россиян уже смотрят их раз в неделю или чаще. Набирают популярность Telegram-каналы: их считают важным источником новостей примерно 1% россиян. 

Рост интереса к цифровым технологиям среди российской молодежи отмечают и авторы исследования Фонда имени Фридриха Эберта в России “Поколение Путина: между лояльностью и протестом”, опубликованном в апреле 2020 года. Спрос на цифровые способы получения информации намного выше, чем на аналоговые, говорится в докладе. По данным фонда, 84% респондентов получают информацию из Интернета, 50% — посредством телевидения. При этом телевещание рассматривается молодежью скорее как дополнительный источник к информации, получаемой из Интернета. Впрочем, большинство опрошенных фондом молодых россиян используют Интернет, в основном, для общения с друзьями или семьей (78%), а также для учебы или работы (58%). 

Для российской молодежи характерен высокий уровень вовлеченности во взаимодействия с новостями, утверждается в “Отчете о потреблении новостной информации среди молодых жителей крупных городов (дневниковое исследование)”, проведенном Левада-центром в марте 2020 года. По данным исследования, три четверти молодых россиян хотя бы раз отправляли сообщение с новостью знакомым, а половина опрошенных ставили отметку “нравится” под новостью. При этом авторы доклада подчеркивают, что степень взаимодействия с контентом зависит от типа новости. Респонденты активнее взаимодействовали с новостями, которые либо касались их лично (в таком случае они чаще делились этими новостями), либо касались их постоянных интересов (в этой ситуации они чаще ставили реакции под постом). 

Список исследований



Что еще почитать