Как читать медиа?
En

Как помочь подросткам выйти из самоизоляции?

Рассказывает психолог Кирилл Хломов

Как помочь подросткам выйти из самоизоляции?

Потихоньку подходит к концу период самоизоляции; у большинства подростков в мире закончился учебный год; как обычно, старшим школьникам предстоят экзамены и выбор профилей, переход в десятый класс, поступление в университет. И мы, родители, и подростки с волнением ждем осень и не знаем, какой она будет. Но нынешний момент кажется подходящим, чтобы подвести промежуточные итоги: как подростки справились с вынужденной самоизоляцией? К каким потерям и к каким приобретениям это привело? Что дало им, а что отняло у них это время? И как помочь им вернуться к социальной жизни? Попробуем составить по возможности полную картину. 

Из выступления на международной конференции «Подросток в мегаполисе 2020» Тиграна Епояна, руководителя отдела по ИКТ и образованию в области здоровья, советника по ВИЧ и образованию в области здоровья Института ЮНЕСКО, мы знаем, что всего этой весной более 1,5 млрд школьников из 188 стран мира оказались затронуты эпидемией; школы были закрыты, а все школьники оказались на домашнем, по сути теле-обучении. Заинтересованные стороны  родители, учителя, подростки столкнулись с большими сложностями, связанными с недостаточным качеством интернета, дефицитом устройств для доступа к онлайн урокам, вынужденной ответственностью родителей за обеспечение присутствия ребенка на уроке, снижением качества обучения. В некоторых, особенно экономически уязвимых, семьях в сельских районах родители стали гораздо больше привлекать детей, особенно девочек, к домашним делам в ущерб обучению.

Всего в мире около 80% подростков соблюдали режим самоизоляции. Вынужденное нахождение детей и взрослых в одном помещении и невозможность уклониться от контроля и общения привело, с одной стороны, к повышению сплочённости и сотрудничества внутри приблизительно 85% семей во всем мире, а с другой, усилило сложности совместного проживания в дисфункциональных семьях. Подростки из этих семей столкнулись с усилением конфликтов, агрессии и домашнего насилия, оказались ограничены не только в личном пространстве и общении, но и в доступе к образовательным ресурсам и психологической поддержке вне семьи.

По многим исследованиям, важную роль в психическом и социальном благополучии подростка играют те невзгоды, с которыми приходится справляться семье в период его детства. Эти невзгоды усиливают друг друга — например, болезнь или потеря одного из родителей может приводить к ухудшению экономического положения семьи, что усиливает напряжение и количество конфликтов, люди, стараясь разрешить проблемы в условиях фрустрации, могут начать использовать физическое или эмоциональное насилие, которое приводит вместо разрешения проблемной ситуации к нарастанию трудностей. Сейчас важно позаботиться друг о друге, чему способствует аккуратное, бережное и заботливое обращение — такой способ контакта самый оздоравливающий.

И все-таки, сейчас фактически во всем мире происходит постепенное, медленное возобновление более свободного режима жизни. Как подростки перенесли режим самоизоляции? В исследовании Common Sense Media было показано, что в значительной степени подростки оставались обеспокоены тем, как коронавирус повлияет на жизнь их семьи: ​61% подростков беспокоились о том, что они или кто-то из членов их семьи пострадают от болезни; 63% были озабочены тем, как самоизоляция повлияет на возможности семьи зарабатывать деньги. Пандемия коронавируса заставила многих подростков столкнуться со своим одиночеством. ​Примерно четверо из десяти подростков (42%) чувствовали себя сейчас «более одинокими, чем обычно»; еще 43% подростков, несмотря на пребывание на одной территории с родителями, отвечали, что им «примерно так же одиноко, как обычно». Только 15% говорят, что чувствуют себя «менее одинокими, чем обычно». Девочки чаще переживали свое одиночество, чем мальчики. При этом ​ 40% подростков говорят, что они чувствуют себя более связанными со своими семьями, чем раньше.

Мы нашей командой психологов из лаборатории когнитивных исследований Центра Развития Образовательных Систем ИОН РАНХиГС, Института образования НИУ ВШЭ и Центра «Перекресток» тоже собираем сейчас данные, исследование еще не закончено, и будем очень рады участию подростков: они могут ответить на вопросы онлайн, сохраняя анонимность.

По нашим предварительным результатам, примерно 90% российских подростков соблюдают самоизоляцию. Получилось ли научиться чему-то в период самоизоляции? Да, отвечают подростки: они научились ценить живое общение, справляться со скукой, играть на укулеле и гитаре, стали учить новые иностранные языки и так далее. Таких подростков больше 80% — вчетверо больше, чем тех, которые отвечали, что им ничему не удалось научиться. Чего не хватало подросткам? Около 65% из них сообщают, что в период самоизоляции им больше всего не хватает общения - особенно живого общения с друзьями, одноклассниками. Это вполне созвучно с представлениями о подростковом возрасте, в котором общение со сверстниками играет центральную роль для личностного развития. Кроме общения, больше всего не хватало физической активности и возможности гулять. Многие подростки (около 20%, чаще девушки) переживали за свой внешний вид, режим питания и физическую форму, примерно столько же волновались за учебные результаты. Основной деятельностью за этот период более 95% отвечавших указали обучение.

Что помогает легче справляться с режимом самоизоляции? Позитивное эмоциональное состояние и оптимизм. Какие способы совладания со стрессом помогают? По нашим предварительным данным, оптимизм у подростков оказался связан со способностью к положительной переоценке ситуации, в которой оказалась семья, принятием ответственности за возможности изменения, а также готовностью планировать решение существующих проблем. Чем старше подростки, тем в большей степени они готовы принимать на себя ответственность и тем выше их уровень оптимизма. По нашим предварительным данным получилось, что девушки чаще, чем юноши, используют в качестве способа совладания со стрессом стратегию уклонения-избегания, ухода от проблемы, то есть, переключение на другую задачу, когда встречаешься с чем-то слишком сложным.

Что можно рекомендовать родителям подростков сейчас, чтобы упростить своей семье выход из режима самоизоляции во внешний мир, по которому соскучились, но от которого отвыкли?

1) Важно поддержать физическую активность. Легко ли вам после большой паузы включаться в нагрузку? Трудно? И подросткам тоже трудно. Физическое движение, спорт — то, чего не хватало. Есть исследования, подтверждающие связь психологического благополучия с физической активностью. Постарайтесь поддержать — без принуждения — совместные прогулки, маленькую пятиминутную зарядку (может быть, на прогулке или с кем-то через Zoom), спортивные игры.

2) Потеря общения, о которой говорят многие исследования, остается очень заметной для подростков. Я думаю, что можно поговорить об этом. Многие подростки из-за постоянного физического присутствия родителей остановили общение со сверстниками или ограничились чатами, отказавшись от телефонных разговоров и видеозвонков. Можно подсказать им способы восстановить общение, помочь им найти время и место пообщаться без вашего присутствия.

3) Больше всего люди учатся, «подсматривая» друг за другом, а не слушая «правильные идеи». Матери - основной ресурс развития для подростков, именно с ними выстраиваются наиболее близкие и эмоционально заряженные отношения, у них подростки учатся в первую очередь. Наиболее конструктивны три стратегии: позитивная переоценка ситуации (что мы можем извлечь хорошего из сложившихся обстоятельств?); готовность взять на себя и распределить ответственность за происходящее; совместная подготовка плана по решению проблемы. Такие разговоры могут быть непростыми; самое главное в них родителю — удержаться от сильных эмоций (гнев, вина, и пр.) и сохранить устойчивость. Не надо начинать разговор, если нет эмоциональных сил или времени; лучше договориться о разговоре заранее.

4) Подростки замечают социальные и экономические сложности у семьи, в то же время обсуждать финансовые вопросы с подростками традиционно сложно. Часто такие обсуждения могут быть связаны с эмоциональным напряжением и переживаниями у всех членов семьи, особенно если через деньги в семье реализуются отношения власти, безопасности, уважения.Тем не менее, именно через спокойный разговор о деньгах и стратегиях обращения с ними подростки обучаются этой стороне жизни. Многие подростки готовы и хотят принимать участие в экономической жизни семьи, им важно осваивать этот навык, и сложившаяся обстановка может быть полезна для обучения анализу и планированию доходов и расходов.

5) Важно говорить с подростками об их будущем, их планах, их идеях построения своей жизни. Можно пробовать обсуждать эти темы через их и свой опыт, через истории, примеры, нарративы друзей, разговаривая про точки выбора, сложности, ситуации сомнений и неопределенности. Как уже было сказано раньше, основной собеседник, с которым подросток обсуждает свое будущее — это мать. Будет здорово, если к этим разговорам удастся подключить кого-то из других взрослых, интересных и важных для подростка.

Как нам помочь в исследовании? Если у Вас есть подросток (11- 18 лет), ты можешь нам помочь, уделив обоим опросам около 30 минут своего времени. Ты можешь отвечать легко, просто выбирая то, что тебе больше всего показалось подходящим.

Это исследование направлено на изучение самочувствия (включая депрессию, агрессию и тревогу) школьников 6-10 класса и переживаний во время обучения дома за период самоизоляции. Одним из результатов исследования будет информирование образовательных организаций о потребностях и психологических особенностях учащихся после их возвращения в школу после изоляции.

Исследование разделено на две части, и проходят здесь и здесь. 

Если у вас есть какие-либо дополнительные вопросы или вы хотите получить другую информацию об этом исследовании или у вас есть какие-либо комментарии, пожалуйста, можно связаться со мной по электронной почте: kirkhlomov@gmail.com.

Кирилл Хломов, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС



Что еще почитать