Как читать медиа?
En

Что такое критическое мышление и зачем оно современному человеку?

brooke-cagle-uWVWQ8gF8PE-unsplash.jpg

Что такое критическое мышление? Это особая способность человека. Например, как способность хорошо танцевать. Одни люди танцуют лучше, другие хуже. Один может свое мышление использовать лучше, чем другой. Когда мы говорим «критическое мышление», то имеем в виду способность использовать мышление для решения разных, интеллектуальных и не очень, задач. То есть, использовать мышление как орудие или инструмент — целенаправленно и осмысленно.

В чем подвох. Человек чаще всего не различает внутри своего сознания сам процесс мышления — и выбор наилучшего способа об этом «чем-то» мыслить. Например, мы все знаем про когнитивные искажения — какие-то встроенные ошибки мышления, основанные на его природных недостатках или особенностях человеческой психики. Казалось бы, что проще? Раз мы знаем о них, то можно их избегать. Но это не всегда получается. Люди хорошо видят свои ошибки при ретроспективном анализе — когда начинают разбираться, почему «все не получилось». А в процессе самого принятия решения им это не всегда удается.

Этот эффект заметил еще Френсис Бэкон в 16 веке. В своей теории «идолов», то есть когнитивных искажений, мешающих познанию, он отметил, что разум человека не может в своем восприятии мира различить две слившиеся части — результат восприятия и то, как на него повлияли искажения, возникающие вследствие работы самого разума.

Иными словами, если мы решим описать наш разум в терминах теории информации, то он может быть представлен как информационный канал, который имеет внутренние шумы и помехи, искажающие транслируемую им информацию. Мы ведь одновременно можем и мыслить, и наблюдать за своим мышлением, воспринимать и наблюдать за своим восприятием. Мы одновременно и канал информации, и наблюдатель. Вот в этом и проблема. «Наблюдатель» в нас не замечает искажений и шумов в «канале информации», поскольку он — и то, и другое.

Получается, нам нужна особая учебная дисциплина, которая бы тренировала человека эффективно пользоваться своим умом. Так, чтобы в процессе восприятия и обработки данных он мог корректировать возникающие помехи. Тем более, что слабостями человеческого разума пользуются пропагандисты, желтые медиа, рекламщики. Нужно уметь им противостоять, чтобы не так легко попадаться на их удочки.

Первые системные попытки создать такую дисциплину были предприняты в США в 1930-х годах прошлого века. Федеральная администрация президента Рузвельта искала способы противостояния могущественным корпорациям в борьбе за умы избирателей. Корпорации пытались манипулировать сознанием масс с помощью медиа и пиар-технологии, созданной Эдвардом Бернейсом, одним из первых в США специалистов по PR, на основе фрейдистской теории массовой и индивидуальной психики человека. Федеральные же власти США через обучающие фильмы рассказывали избирателям, как отслеживать такие манипуляции медиа. Позже в американских университетах начали появляться учебные курсы по критическому мышлению. Возникли общественные организации, насаждающие культуру критического мышления в обществе.

Сейчас подобные учебные дисциплины распространяются и в России. Это не обучение людей думать, а обучение использовать ресурсы собственного мышления. В сферу обучения критически мыслить входит и умение разоблачать фейки, и в целом медиаграмотность.

Иммануил Кант в своей «Критике чистого разума» рассуждает о двух типах суждений — аналитических и синтетических. Аналитические характерны тем, что их «субъект уже содержит в себе предикат». То есть, выводы содержатся в самом суждении и представлении — надо их только «распаковать». Синтетические же суждения опираются, с точки зрения Канта, на созерцание. К выводу о сумме 2+7 нельзя добраться логически — можно только путем созерцания установить, что получится в результате сложения.

Похожая ситуация и с критическим мышлением. Есть подход, который в целом можно назвать аналитическим. Яркий его пример — один из первых учебников по критическому мышлению на русском языке, изданный в 2001 году под авторством А. В. Тягло — «Критическое мышление на основе элементарной логики». В нем работа мышления описывается через логическую оптику: с какой точки зрения следует рассматривать тот или иной текст, какие вопросы и в каком порядке задавать, как выдвигать контраргументы. То есть, в книге предлагается некоторая последовательность логических операций, общая для осмысления любого материала. Проблема такого подхода в том же, в чем проблема любых аналитических суждений — мышление нельзя заключить внутри одной формальной структуры, какой бы логичной она ни была – она не может быть универсальной. Именно за такую ограниченность подхода само преподавание критического мышления подвергается критике.

Конечно, в рамках формально-логического подхода проблему обучения критическому мышлению решить трудно. Несколько иной подход предпринял в своей книге «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение» современный британский мыслитель Том Чатфилд. Он пытается дополнить инструментарий формальной логики с помощью отсылок к неформальным логическим ошибкам и вообще старается больше научить читателя использованию логики, чем самой логике, это очень важный момент. Однако полностью отойти от формального подхода ему так и не удается.

Главная проблема формально-логического и аналитического подходов состоит в том, что синтезирует эти подходы само мышление. А большинство ошибок мышления лежит вне формальной сферы. Более того, как сказали бы математики или программисты, мышление «рекурсивно», оно может использовать разные формальные структуры и комбинировать их по разным принципам. Или, как сказал бы философ — мышление диалектично. Известный американский психоаналитик Майкл Бессечес полагает, что мы можем гибко и сознательно использовать разные формально организованные процедуры мышления, находясь не «внутри» них, подбирая оптимальные «программы» мышления для каждой ситуации.

В общем-то, этот подход лучше всего соответствует пониманию сути критического мышления — как умения гибко, но качественно и глубоко работать со своим мыслительным аппаратом, не следуя формальным схемам, под которые мышление нужно «подогнать». Такую задачу, например, пытаемся решать мы с коллегами в своем курсе «Критическое мышление» на факультете Либерал Артс в РАНХиГС.

Для чего нужно специально учиться критическому мышлению? Как показывает практика, это повышает качество образования в целом. В Великобритании, согласно исследованию Cambridge Assessment, с 2001 по 2009 годы количество школ, преподающих критическое мышление, увеличилось со 130 до 1000. При этом зафиксировано существенное улучшение успеваемости студентов, прошедших курс такого обучения. Это подтверждается и исследованиями the Foundation for Critical Thinking. Проще говоря, критическое мышление — способ интенсифицировать образование, а также хороший инструмент отбора лучших студентов.

Конечно, кто-то может возразить, что академическая сфера далека от практики, а хорошее образование не всегда применимо в повседневной жизни. Хотя в экономиках креативных и высокотехнологичных, а не просто ресурсных, это обстоит иначе. Проблема обучения критическому мышлению уже давно обсуждается в разных профессиональных сообществах. Вот тут, например, говорится о необходимости критического мышления для медицинских сестер – от наличия этого навыка у медперсонала может зависеть человеческая жизнь.

Можно объяснить еще проще. Эффективное мышление занимает меньше времени. Когда мыслящий субъект понимает, что его мышление неэффективно и старается это исправить — его сознание упорядочивается, в его умозаключениях становится меньше ошибок и пробелов. Такой человек лучше осознает проблемы, анализируя работу своего мышления, он отличает недостаток информации от недостатка собственных когнитивных возможностей. Люди более креативны, когда они умеют управлять своим мышлением и с помощью разных методов направлять его непривычными или нестандартными путями.

В общем, обучение критическому мышлению — это вложение в развитие человека, а следовательно — в эффективность экономики и качество жизни. Многие крупные компании уже вкладывают значительные средства в развитие этой дисциплины, понимая, что это одна из технологий получения конкурентных преимуществ, сокращения издержек и повышения эффективности человеческого капитала. Критическое мышление сотрудников помогает компаниям лучше развиваться и решать больше задач без дополнительных затрат.

С другой стороны, развитое критическое мышление необходимо для социальной стабильности и общественного благополучия. Люди, способные критически мыслить, меньше подвержены промыванию мозгов экстремистами самого разного толка, воздействию пропаганды и рекламы, они совершают меньше неразумных действий и трат. Они охотнее вкладывают ресурсы в собственное развитие и рост, не рассчитывая легко получить все и сразу. То есть, развитое критическое мышление создает гражданскую культуру, основанную на взвешенном и неконфликтном принятии решений, учете разных интересов и рациональном выборе. Таким образом, эффективность мышления напрямую связана с развитием общества.

Денис Греков, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС

Что еще почитать