Как читать медиа?
En

Интервью с Ксенией Лученко и Викторией Калининой

Интервью с Ксенией Лученко и Викторией Калининой

Как и в прошлом году, в рамках Недели Германии 2020 в Café D было запланировано мероприятие, посвященное средствам массовой информации и их роли в обществе. Об этой теме и пойдет речь в интервью с представителями медиаобразовательного проекта «The Earth Is Flat - Как читать медиа?».

И всё же Земля плоская?

Интервью с Ксенией Лученко и Викторией Калининой

Утро начинается не с кофе, а с проверки новостной ленты. Дома, на работе, в транспорте — мы всегда стараемся следить за обновлениями и даже не замечаем, как проверяем телефон по сто раз на дню.

Сегодня человек получает примерно в 5 раз больше информации в день, чем 30 лет назад, а экранное время в среднем достигает трёх часов в день. Но какой процент полученной информации является достоверной? И есть ли способ научиться отличать фальшивую новость от реальной?

Сейчас, когда весь мир вынужден перейти в онлайн-пространство, данный вопрос особенно актуален, поэтому мы решили поговорить на тему медиаграмотности с методистом проекта «The Earth Is Flat? – Как читать медиа?» Ксенией Лученко и координатором Викторией Калининой.

Интервью Екатерины Пелевиной (ЕП)

EП: Расскажите, как зародилась идея создания вашего проекта?

Виктория: Идея проекта возникла 3-4 года назад и в итоге была реализована Гёте-институтом в Москве совместно с порталом COLTA.RU при поддержке Европейского союза. Тогда, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, предвыборной кампании в США и начинающихся разговоров о законопроекте о «суверенном интернете» в России, необходимость критического мышления стала особенно очевидной. Наш проект стартовал в начале 2018 года, а буквально за несколько месяцев до этого издательство Harper Collins признало термин «fake news» словом года. Тогда проблемы политической пропаганды и так называемых ложных новостей вышли на первый план, и люди стали задумываться о достоверности полученной информации и способах ее проверки. Стало ясно, что для этого необходимы специальные знания и этому нужно учить и учиться.

Со временем все эти проблемы, конечно, никуда не делись, и стали только более актуальными. Сейчас, во время пандемии, особенно остро встали вопросы о фейк ньюс, независимости СМИ, свободе слова, уважении различных точек зрения, а также этические вопросы «Какие новости стоит сообщать? Когда? Каким образом?». Важно говорить не только о самом вирусе, но и его последствиях, и то, как это преподносится, играет большую роль.

Ксения: Наш проект скорее представляет собой ресурс для дополнительного образования. Мы не входим в систему среднего образования, не встраиваемся в образовательные стандарты, поэтому свободны выбирать формат и занимаем, скорее, нишу инфотеймента. Это больше похоже на передвижной кружок.
В России существуют образовательные программы в сфере медиаграмотности и критического мышления. Лидер - это, конечно, Высшая школа экономики, где есть Центр цифровых культур и медиаграмотности, им руководит профессор Анна Качкаева. Другой важный кластер медиаобразования находится в Перми, им руководит доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций филологического факультета ПГНИУ Иван Печищев. Мы все друг друга знаем и сотрудничаем.

Я работаю в Институте общественных наук РАНХиГС, заведую кафедрой теории и практики медиакоммуникаций, у нас критическое мышление — обязательный курс для студентов всех специальностей.

В Европе и США медиаграмотность уже давно преподают в школах. В России сейчас также разрабатываются школьные стандарты.

Полностью интервью читайте здесь