«Даже за большим столом в общей беседе участвуют не более 3-4 человек»: в какие мифы о реальном и виртуальном общении мы верим

14.09.2021
Поделиться:
«Даже за большим столом в общей беседе участвуют не более 3-4 человек»: в какие мифы о реальном и виртуальном общении мы верим

Принято считать, что отношения между людьми в цифровую эпоху становятся менее теплыми и более формальными, а гаджеты отчуждают людей друг от друга. Преподаватель и журналист Ирина Лукьянова разбирается, так ли это — ей помогают респонденты разных поколений, от 15 до 78 лет.

Миф первый: информационные технологии создают непреодолимую пропасть между поколениями

Скорее нет. В большинстве образованных семей нет такой проблемы. Дети до определенного возраста знают о медиапространстве значительно меньше своих родителей, которые получили доступ к интернету во взрослом или подростковом возрасте.

Родителям совсем не обязательно пытаться догнать зумеров и осваивать стремительно выходящий из моды сленг и мемы. Тем не менее, пребывание в одном информационном поле дает родителям и детям ощущение не разобщенности, а связи.

«Нет, конечно, если родитель полный австралопитек, который ничего нового не принимает, пропасть между поколениями будет — но это пропасть между вами как людьми, а не как между представителями разных поколений». (А., 21 год).

Миф второй: люди цифровой эпохи разучились читать и писать друг другу письма 

Скорее нет. Люди цифровой эпохи читают не меньше, а больше, чем прежде, но это чтение носит иной характер: теперь мы обрабатываем меньше длинных текстов. Пространную письменную речь вытеснили короткие и более частые сообщения. Близкие люди, даже когда они далеко друг от друга, все равно могут оставаться на связи,  при этом отправить в сообщении можно не только слова, но и фотографии, видео, аудио — это тоже способ быть рядом. Мессенджеры помогают обмениваться большими объемами информации, чего ранее не давали ни письма, ни стационарные телефоны.

Миф третий: если каждый сидит в своем гаджете, это разобщает людей

Скорее нет. Социальные сети и интернет-сообщества по интересам дают возможность находить близких по увлечениям людей, с которыми образуются прочные многолетние связи. 

Это верно не только для поколения детей, но и для поколения родителей. Уверенные пользователи компьютера в возрасте 70+ активно общаются с друзьями и родственниками по видеосвязи и в мессенджерах; 40-50-летние родители проводят в медиапространстве не меньше, а то и больше, чем их дети, хотя структура их медиапотребления может отличаться.

«Большую часть близких друзей я нашла в интернете, причем это уже очень старые дружбы, им по 15-20 лет — еще с эпохи форумов, конференций, ЖЖ…» (О., 50 лет).

«Сестра и братья живут в других городах, но мы каждый вечер с кем-нибудь из них болтаем. Как мне жаль, что не было скайпа, когда мама была жива!» (К., 78 лет). 

Миф четвертый: раньше люди встречались и разговаривали, а теперь встречаются и смотрят в свои телефоны

Все же скорее нет. Если мы вспомним доинтернетные времена, окажется, что и тогда в любой компании были аутсайдеры, которые уединялись в углу с книжкой или уходили курить на балкон. Всеобщее участие в разговоре — скорее ошибка памяти: даже за столом, где никто не смотрит в гаджеты, в общей беседе участвуют не более 3-4 человек. Проверьте в следующий раз, как будете встречаться с друзьями. Более того, раньше был формат «смотреть вместе кино/видео большой компанией и комментировать»; сейчас он трансформировался в совместный просмотр одного контента на разных гаджетах.

Миф пятый: соцсети приводят к социальной безответственности, так человека можно забанить и вычеркнуть из своей жизни одним кликом

Скорее нет. Бан можно сравнить с информационной гигиеной — и реальном общении мы редко соглашаемся терпеть рядом агрессора, нападающего на нас с оскорблениями. «Отфренд» из-за политических разногласий вряд ли отличается от отказа пожать руку или сесть с кем-то за один стол в досетевые времена.

Впрочем, последовательное применение «отфренда» и бана ко всем оппонентам действительно приводит к снижению кругозора — и возрастанию нетерпимости. Но можно ли считать это исключительно признаком цифровой эры?

Миф шестой: постоянный доступ к гаджету мешает сконцентрироваться на важном

Скорее да. Смартфон с доступом к интернету или даже с простой игрой дает возможность отвлечься от тревожащих мыслей.

«Душа расслабляется, дыра, которая в ней есть, заполняется всяким мусором — а мог бы додумать мысль, записать ее, нарисовать что-то, написать стихи, — в этом больше смысла, чем в потреблении ненужного контента. Это очень простой способ существования: уход от боли и переживаний» (А., 21 год).

С одной стороны, привычка отвлекаться оберегает от тревоги и перегрузок, позволяет отдохнуть и расслабиться. С другой — приводит к тому, что рефлексия и поиск ответов на сложные вопросы откладываются на неопределенный срок.

Миф седьмой: человек, лишенный гаджета, испытывает ломку. Значит, гаджеты сравнимы с наркотиками

Скорее нет. Ломка — или то, что на нее похоже — в самом деле происходит: человек чувствует себя отсеченным от важного и привычного канала получения информации, у него резко возрастает уровень тревоги. Так мамы беспокоятся, когда ребенка долго нет дома, и он долго не выходит на связь. А некоторые люди не могут ходить по городу в наушниках: не слыша звуков окружающего мира, они испытывают тревогу, им кажется, что они могут не услышать что-то важное, вовремя не распознать опасность. Означает ли это, что ребенка или звуки окружающего мира можно приравнять к наркотикам?

Когда у человека нет привычки к рефлексии и умения сосредотачиваться на собственных мыслях, нет умения вглядываться в окружающий мир, а есть только тяга к быстрой смене поверхностных впечатлений — жизнь без смартфона может показаться мучительной:

«Когда ты лежишь где-то в палатке, и нет не то что интернета, а ты даже вне зоны покрытия мобильной связи, тебе некуда спрятаться от своих мыслей. Даже если ты читаешь книжку, ты в это время все равно с собой» (Б., 20 лет).

«У меня была настоящая ломка, когда, например, свет в квартире отрубился или мама забывала заплатить за интернет. Это проходит за три-четыре дня. Сначала фигово, потом хорошо» (Г., 22 года).

Ирина Лукьянова — эксперт-тренер проекта «The Earth Is Flat — Как читать медиа?», писатель, учитель и журналист. Корреспондент «Новой газеты», учитель литературы в школе «Интеллектуал». Работала над многими образовательными проектами. Автор курсов творческого письма для подростков и взрослых в Creative Writing School, автор нескольких книг, ведущая семинаров по обучению и воспитанию детей и подростков для родителей и учителей.





Поделиться

Материалы по теме

Материалы по теме