Тренды медиапотребления в России –– 2021

17.09.2021
Поделиться:
Тренды медиапотребления в России –– 2021


Россияне теряют интерес к новостям, всё меньше смотрят телевизор и всё больше потребляют визуальный контент в соцмедиа.

Популярность социальных медиа продолжает расти; при этом наибольшие темпы роста за последние три-четыре года показывают соцсети, предлагающие визуальный контент. По данным Левада-центра [АНО «Левада-центр» Минюстом России внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих фукнции иноагента], YouTube использует уже 37% россиян, Instagram –– 34%, а TikTok –– 16%. Лидером по аудитории, как и раньше, остается социальная сеть «ВКонтакте»: ей пользуется 44% россиян. Любопытный факт: социальные сети приобретают всё большую популярность у людей 50 лет и старше, в то время как рост их популярности у молодежи замедляется. В то же время продолжается рост аудитории мессенджеров. За пять лет она увеличилась с трети до трех четвертей населения России. Наибольшей популярностью по-прежнему пользуется WhatsApp (64% россиян), за ним идут Viber (31%) и Telegram (21%). 

Основным источником информации для большинства россиян по-прежнему остается телевидение, однако его влияние сокращается, говорится в аналитическом докладе «Российский медиаландшафт 2021», выпущенном Левада-центром. За 5 лет доля россиян, получающих новости по телевизору, сократилась с 90 до 62%. При этом по сравнению с 2020 годом россияне стали меньше потреблять новостную информацию: это касается и телевизионных, и интернет-новостей, подчеркивается в докладе. Доля тех, кто каждый день смотрит новости по телевизору, снизилась с 44 до 34%, а тех, кто использует интернет, –– с 36 до 31%. 

А в опубликованном в марте 2021 года исследовании ВЦИОМ говорится о двух наиболее активных в медиапотреблении группах россиян. По данным организации, наиболее активны люди в возрасте 35–59 лет: их более половины. Они смотрят телевизор и пользуются интернетом не реже нескольких раз в неделю. Вторая по объему группа медиаактивности –– россияне, которые пользуются интернетом, но не смотрят телевизор: их 28%. Причем с 2018 года эта группа увеличилась более чем в два раза. Отказ от телесмотрения в пользу интернета наиболее характерен для молодежи, отмечается в обзоре: таких 69% среди людей в возрасте 18–24 лет и почти половина (48%) среди 25–34-летних. 

В прошлом году интерес к цифровым технологиям среди российской молодежи исследовали и авторы доклада Фонда имени Фридриха Эберта в России «Поколение Путина: между лояльностью и протестом». Спрос на цифровые способы получения информации намного выше, чем на аналоговые, говорится в докладе. По данным фонда, 84% респондентов получают информацию из интернета, 50% — посредством телевидения. При этом телевещание рассматривается молодежью скорее как дополнительный источник к информации, получаемой из интернета. Впрочем, большинство опрошенных фондом молодых россиян используют интернет в основном для общения с друзьями или семьей (78%), а также для учебы или работы (58%). 

Для российской молодежи характерен высокий уровень вовлеченности во взаимодействия с новостями, утверждается в «Отчете о потреблении новостной информации среди молодых жителей крупных городов (дневниковое исследование)», проведенном Левада-центром в марте 2020 года. По данным исследования, три четверти молодых россиян хотя бы раз отправляли сообщение с новостью знакомым, а половина опрошенных ставили отметку «Нравится» под новостью. При этом авторы доклада подчеркивают, что степень взаимодействия с контентом зависит от типа новости. Респонденты активнее взаимодействовали с новостями, которые касались либо их лично (в таком случае они чаще делились этими новостями), либо их постоянных интересов (в этой ситуации они чаще ставили реакции под постом). 




Поделиться

Материалы по теме

Материалы по теме