Тренды медиапотребления в России –– 2021

15.09.2021
Поделиться:
Тренды медиапотребления в России –– 2021

Россияне теряют интерес к новостям, все меньше смотрят телевизор и все больше потребляют визуальный контент в соцмедиа

Популярность социальных медиа продолжает расти, при это наибольшие темпы роста за последние три-четыре года показывают соцсети, предлагающие визуальный контент. По данным Левада-центра, YouTube использует уже 37% россиян, Instagram –– 34%, а TikTok –– 16%. Лидером по аудитории, как и раньше, остается социальная сеть “ВКонтакте”: ей пользуется 44% россиян. Любопытный факт: социальные сети приобретают все большую популярность у людей 50 лет и старше, в то время как рост их популярности у молодежи замедляется. В то же время продолжается рост аудитории мессенджеров. За пять лет она увеличилась с трети до трех четвертей населения России. Наибольшей популярностью по-прежнему пользуется WhatsApp (64% россиян), за ним идут Viber (31%) и Telegram (21%). 


Основным источником информации для большинства россиян по-прежнему остается телевидение, однако его влияние сокращается, говорится в аналитическом докладе “Российский медиаландшафт 2021”, выпущенном Левада-центром [АНО “Левада-центр” Минюстом России внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих фукнции иноагента]. За 5 лет доля россиян, получающих новости по телевизору, сократилась с 90 до 62%. При этом по сравнению с 2020 годом россияне стали меньше потреблять новостную информацию: это касается и телевизионных, и интернет-новостей, подчеркивается в докладе. Доля тех, кто каждый день смотрит новости по телевизору, снизилась с 44% до 34%, а тех, кто использует интернет –– с 36% до 31%. 


А в опубликованном в марте 2021 года исследовании ВЦИОМ говорится о двух наиболее активных в медиапотреблении группах россиян. По данным организации, наиболее активны люди в возрасте 35-59 лет: их более половины. Они смотрят телевизор и пользуются интернетом не реже нескольких раз в неделю. Вторая по объему группа медиаактивности –– россияне, которые пользуются интернетом, но не смотрят телевизор: их 28%. Причем с 2018 года эта группа увеличилась более, чем в два раза. Отказ от телесмотрения в пользу интернета наиболее характерен для молодежи, отмечается в обзоре: таких 69% среди людей в возрасте 18-24 лет и почти половина (48%) среди 25-34 летних. 


В прошлом году интерес к цифровым технологиям среди российской молодежи исследовали и авторы доклада Фонда имени Фридриха Эберта в России “Поколение Путина: между лояльностью и протестом”. Спрос на цифровые способы получения информации намного выше, чем на аналоговые, говорится в докладе. По данным фонда, 84% респондентов получают информацию из Интернета, 50% — посредством телевидения. При этом телевещание рассматривается молодежью скорее как дополнительный источник к информации, получаемой из Интернета. Впрочем, большинство опрошенных фондом молодых россиян используют Интернет, в основном, для общения с друзьями или семьей (78%), а также для учебы или работы (58%). 


Для российской молодежи характерен высокий уровень вовлеченности во взаимодействия с новостями, утверждается в “Отчете о потреблении новостной информации среди молодых жителей крупных городов (дневниковое исследование)”, проведенном Левада-центром в марте 2020 года. По данным исследования, три четверти молодых россиян хотя бы раз отправляли сообщение с новостью знакомым, а половина опрошенных ставили отметку “нравится” под новостью. При этом авторы доклада подчеркивают, что степень взаимодействия с контентом зависит от типа новости. Респонденты активнее взаимодействовали с новостями, которые либо касались их лично (в таком случае они чаще делились этими новостями), либо касались их постоянных интересов (в этой ситуации они чаще ставили реакции под постом). 

Автор: Екатерина Сивякова
Фото: Skeezix1000 / Wikimedia Commons (CC BY-SA 2.0)
Поделиться

Материалы по теме

Социальными сетями пользуются 3,5 миллиарда людей — чуть больше половины населения Земли. Об этом свидетельствуют данные июльского отчета Q3 Global Digital Statshot (для сравнения — в 2017 году по...
14.09.2021
Разборы
Жизнь других. Что такое синдром FOMO, есть ли это у вас и нужно ли этого бояться?

Материалы по теме