Что такое «метавселенная» сегодня и какой она будет в будущем
С тех пор как Марк Цукерберг в 2021 году сообщил о переименовании компании Facebook в Meta и анонсировал проект по созданию метавселенной, это слово вошло в активный словарный запас человечества и стало ассоциироваться с технологиями будущего. Действительно ли метавселенная пошатнет наши представления о реальности и изменит социальные медиа?
Метавселенная: история названия
Слово «метавселенная» впервые использовал американский писатель-фантаст Нил Стивенсон в романе «Лавина» (1992) для описания дополнительного по отношению к реальному цифрового мира, в котором люди существуют в виде аватаров. Позже тему глобальной виртуальной реальности описал в романе «Первому игроку приготовиться» (2011) другой американский писатель и сценарист — Эрнест Клайн.
Если коротко, метавселенная — это трехмерный цифровой мир с элементами виртуальной (VR) и альтернативной (AR) реальности.
В 2021 году слово «metaverse» (в пер. с англ. «метавселенная»), по мнению авторов толкового словаря Collins English Dictionary, стало одним из главных слов года и вошло в шорт-лист, уступив слову NFT (non-fungible token, в пер. с англ. «невзаимозаменяемый токен»).
Марк Цукерберг создает вселенную
28 октября Марк Цукерберг стал председателем и генеральным директором Meta — компании, которая до ребрендинга называлась Facebook. В тот же день состоялась ежегодная онлайн-конференция Facebook Connect 2021, посвященная развитию технологий в сфере VR- и AR-реальности. На ней Марк Цукерберг подробнее рассказал о работе над проектом создания метавселенной. Также он поделился с изданием The Verge своими идеями о развитии интернет-пространства в ближайшей перспективе.
По словам Цукерберга, о ребрендинге компании он задумывался с тех пор, как купил Instagram и WhatsApp в 2012 и 2014 годах, но в начале 2021 года понял, что пришло время для работы над изменениями. Новое название Meta призвано объединить все приложения корпорации, снять ассоциацию с одной соцсетью и задать концептуальный посыл для будущего развития метавселенной. Впервые о создании метавселенной Цукерберг рассказал еще в июле, поэтому о том, что нового нас ждет, уже известно:
-
Люди будут взаимодействовать в виртуальном пространстве друг с другом посредством полноценных аватаров. Человек сможет появиться в доме своего друга или на рабочем совещании в виде собственной голограммы. Мы сможем увидеть голографическое изображение любого предмета из интернета в реальном мире.
-
Для пользователей будет существовать единая система учетных записей, охватывающая все приложения компании и VR-гарнитуру Oculus Quest. Для использования VR-системы Oculus Quest пользователям не понадобится учетная запись Facebook. Весь контент и покупки можно будет привязать к аккаунту в любой социальной сети из семейства Meta либо к аватару человека. Таким образом, весь личный цифровой багаж будет всегда доступен пользователю независимо от платформы, на которой он находится.
-
В метавселенной будут активно использоваться криптотехнологии, такие как NFT и смарт-контракты. Стоимость пользования сервисами снизится или исчезнет вовсе. Вещи, аксессуары и виртуальную среду для пользователей будут создавать авторы, а бизнес будет выпускать брендированные линейки цифровых товаров. У предпринимателей расширятся возможности для взаимодействия с клиентами и появятся новые: люди будут покупать одежду и вещи не только для себя реального, но и для своего аватара.
-
Программное обеспечение, лежащее в основе метавселенной, называется Horizon. Пользователи смогут обустроить себе офис для работы в сервисе Horizon Workrooms и создать цифровой дом в Horizon Home. В этом году Meta представит гарнитуру смешанной реальности Project Cambria. Она позволит сочетать виртуальную графику с реальным миром в полном цвете, сможет отслеживать лица и движение глаз, чтобы воссоздать более реалистичные аватары. Такие очки, по мнению разработчиков, помогут оторвать внимание людей от экранов смартфонов, а в ближайшей перспективе заменят их.
Будничная метавселенная
Несмотря на кажущуюся новизну явления, элементы метавселенной давно укоренились в нашей жизни. Видеоигры, в которых игроки могут создавать собственные миры, большинство социальных сетей, где виртуальные процессы заменяют реальность общения, — все это относится к метавселенной. Если у вас есть несменяемый токен, гарнитура виртуальной реальности или какая-либо криптовалюта, вы уже являетесь частью Metaverse.
Венчурный инвестор и исследователь метавселенной Мэтью Болл называет метавселенную квазипреемницей мобильного интернета. Разницу он видит в том, что с появлением метавселенной мы будем постоянно, в режиме реального времени, находиться внутри интернета, а не пользоваться им время от времени. Он также выделил восемь составляющих метавселенную элементов:
-
Техническое обеспечение для доступа к метавселенной, ее разработки и взаимодействия с ней.
-
Сеть, которая будет обеспечивать стабильное соединение с интернетом.
-
Вычислительные мощности для поддержки работы метавселенной.
-
Виртуальные платформы или трехмерные миры, в которых пользователи смогут общаться, учиться, работать и развлекаться.
-
Инструменты и стандарты обмена информацией. Протоколы, сервисы и механизмы, позволяющие пользователям обмениваться данными и взаимодействовать с метавселенной, инструменты создания информации и обмена ею.
-
Контент, услуги и активы метавселенной. Создание цифровых активов, их продажа, перепродажа, хранение, защита (в том числе пользовательских данных), а также финансовое управление цифровыми активами, такими как виртуальные товары и валюта, и пользовательскими данными.
-
Платежи. Создание безопасных условий для использования электронных платежей и развитие цифровой валюты.
-
Поведение пользователей. Значимые изменения в поведении пользователей и бизнеса, участвующих в жизни метавселеннной.
Разнообразие метавселенных
Самой обсуждаемой стала метавселеннная Цукерберга, но единственной на рынке она не останется. Метавселенных будет много, и конкуренция за пользователей будет высокой.
О разработке своей метавселенной заявила, например, компания Microsoft после покупки разработчика компьютерных игр Activision Blizzard. Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла сказал: «Когда мы думаем о нашем видении того, какой может быть метавселенная, мы считаем, что единой централизованной метавселенной не будет». В ноябре 2021 года Microsoft уже представила платформу Mesh для сервиса Teams, с помощью которой пользователи смогут общаться и работать в едином виртуальном пространстве. Пользователи будут представлены в виде аватаров, а офисы смогут создавать свое уникальное пространство в виртуальном мире. По замыслу разработчиков, новый функционал поможет преодолеть чувство разобщенности людей, работающих удаленно, а команды смогут повысить эффективность, имея возможность видеть друг друга при обсуждении проектов.
Apple пока не заявляла о разработке метавселенной, но в скором времени компания представит гарнитуру дополненной реальности Apple AR. Очки можно будет использовать для общения, игр, работы, просмотра видео. Google также начали разработку очков дополненной реальности в рамках проекта Project Iris.
Мир развлечений один из первых увидел в метавселенной новые возможности для роста. Например, компания Disney работает над созданием «симулятора виртуального мира». Посетители Диснейленда смогут видеть персонализированные 3D-изображения (голограммы), не используя специальной гарнитуры. Эта технология уже была запатентована в США.
В России к созданию метавселенной приступил разработчик видеоигр из Якутска, компания MyTona. Предполагается, что метавселенная будет действовать на базе приложения Mytonaverse, где пользователи смогут путешествовать, проводить рабочие встречи, посещать концерты и музеи. В дальнейшем пользователи смогут совершать в приложении покупки, будет также внедрен NFT.
Интернет-магазины и популярные бренды тоже включились в гонку технологий. Так, Walmart пытается конкурировать с Amazon в сфере создания 3D-магазина, а Nike, Adidas, Ralph Lauren, Gucci, Dolce & Gabbana и другие запустили производство цифровой одежды для метавселенных.
Самая популярная метавселенная из уже существующих — Decentralan. Сервис специализируется на продаже виртуальных земельных участков, которые постепенно должны превратиться в подобие настоящего виртуального города. Именно здесь в ноябре прошлого года приобрело землю для своего посольства правительство Барбадоса. В этом году в метавселенной Decentraland с 24 по 27 марта пройдет первая виртуальная неделя моды — Metaverse Fashion Week (MFW). Купить любую представленную модными домами цифровую одежду для своего аватара пользователи смогут с помощью кошелька Ethereum.
На той же платформе Decentraland 30 июля, в День дружбы, Coca-Cola устроила вечеринку. Для праздника было построено здание в виде банки колы. На ее вершине находился диджей, представленный в виде объемной куртки, а гости-аватары могли подняться на крышу (горлышко банки) и насладиться электронной музыкой. Куртка стала частью разыгранного между гостями Friendship Box с NFT-лотами, которые они в дальнейшем смогут использовать в метавселенной. Также на Decentraland открыла свой виртуальный магазин компания Samsung. Аукционный дом Sotheby’s не только открыл свой офис на платформе, но и начал проводить виртуальные аукционы.
В метавселенной есть много «земных» услуг. Участникам метавселенной из США доступна услуга заказа пиццы Domino в виртуальном магазине на Decentraland.
Одно из самых перспективных направлений для инвестиций в метавселенных — виртуальная недвижимость. Цена на участки растет, а по прогнозам аналитической компании Metametric Solutions, рынок недвижимости в метавселенных достигнет в этом году 1 млрд долларов. Для сравнения: в 2021 году продажа недвижимости только на четырех самых популярных платформах (Sandbox, Decentraland, Cryptovoxels и Somnium Space) составила 501 млн долларов. Несмотря на существующие риски спада интереса пользователей к конкретной платформе, высока вероятность того, что в дальнейшем владельцы недвижимости смогут зарабатывать на аренде. Другие аватары будут использовать эти участки и строения для размещения рекламы, проведения мероприятий, открытия офисов. Не менее выгодной станет перепродажа участков, которые с высокой долей вероятности значительно вырастут в цене.
Самая дорогая сделка в мире метанедвижимости — покупка за 2,4 млн долларов 116 цифровых земельных участков на Fashion Street Estate — произошла в метавселенной Decentraland. Участки выкупила инвестиционная компания из Канады Tokens.com. Предполагается, что в этом районе откроются магазины одежды, обуви и аксессуаров.
По мнению аналитической компании Brandessence Market Research, в ближайшие 6 лет рынок виртуальной недвижимости ожидает рост до 31% в год.
Переход к метареальности
Пандемия усилила тенденции к переходу в виртуальный 3D-мир, но создание полноценной метавселенной — технически сложный процесс. Поэтому в ближайшие несколько лет мы будем наблюдать в интернете лишь внедрение отдельных ее элементов. Переход к метавселенной произойдет постепенно. Мы не проснемся однажды в чуждом новом мире — к моменту появления метавселенной мы будем полностью к ней приспособлены и технически оснащены.
Полностью свободным мир метавселенных не будет. Государство не сможет оставить без контроля сферу жизни, которая будет отнимать значительное время граждан. Более того, все актуальные проблемы реального мира останутся актуальными в метавселенных. Meta, например, решила защищать пользователей от виртуальных сексуальных домогательств и установила границу между аватарами в 1,2 метра. Ограничение было введено после того, как женщина из Лондона пожаловалась на то, что ее аватар был атакован тремя незнакомыми мужчинами в сервисе прямых трансляций и шоу Horizon Venues. Мужчины касались ее тела и говорили что-то вроде: «Не притворяйся, что тебе это не нравится», — вспоминает Нина Джейн Патель, мать четверых детей, подвергшаяся домогательствам в виртуальном мире. Теперь руки аватара будут исчезать при попытке нарушить личное пространство другого пользователя на VR-сервисах Horizon Worlds и Horizon Venues. Кроме того, Meta добавила функцию «безопасная зона», которая позволит включать пузырь вокруг себя при ощущении опасности. Вице-президент Meta Horizon Вивек Шарма сообщил, что в будущем компания планирует добавить возможность пользователям регулировать размер своих личных границ.
Метавселенная поможет сделать более доступными многие отрасли: образование, развлечения, общение. Для создания цифрового мира потребуются люди различных профессий, а не только IT-специалисты, что приведет к изменениям на рынке труда. Кроме того, новая бизнес-модель D2A — direct-to-avatar, направленная на продажу товаров аватарам, — приведет к изменениям в экономике. Существуют опасения, что метавселенная может стать визуальным воплощением социального неравенства и обернуться для пользователей цифровой тюрьмой, но все же будем надеяться, что «Матрица» не наступит.
Материалы по теме

Материалы по теме
