Как менялись женские образы в популярных мультфильмах
С просмотра мультфильмов дети начинают свое знакомство с медиа и массовой культурой. В 2020 году компания Mediascope выяснила, что в среднем российский ребенок ежедневно проводит у телевизора 2 часа 4 минуты. К этому времени следует также прибавить просмотр видео на электронных носителях и в кинотеатрах. Просмотр фильмов и сериалов, по данным опроса Левада-Центра, — самый популярный вид развлечения в России. Если до пандемии 53% населения смотрели фильмы ежедневно, то во время перманентных локдаунов и в отсутствие более доступных альтернатив отдыха спрос на видеопродукцию только возрастал. Детская и частично подростковая аудитория смотрит преимущественно анимационные фильмы.
Если судить по итогам кассовых сборов, наибольшей популярностью в России пользуются американские мультфильмы. Целевая аудитория у них максимально широкая, ведь этот видеоконтент рассчитан на семейный просмотр. Мультфильмы знакомят детей с реальным миром и влияют на формирование мировоззрения и ценностей. Массовая культура как отражает ценности и образы, так и формирует их. Анализируя мультфильмы, можно понять, какие ценности формировались в ответ на усредненные запросы различных социальных групп в последние 30 лет присутствия американских мультфильмов на отечественном рынке. Философ, социолог и футуролог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» писал: «Каждый из нас создает ментальную модель действительности, у нас в голове существует как бы склад образов. (…) Связанные воедино, эти образы дополняют нашу картину мира, помещая нас в пространство, время, определяя наше место в структуре личностных взаимоотношений».
Расцвет мультипликации в США в пятидесятые годы прошлого века совпал с появлением гендерных исследований, посвященных массовой культуре. В основе научных работ лежал анализ репрезентации мужских и женских образов. Ученые отмечали в них закрепление гендерного неравенства. Прежде всего это выражалось в меньшей представленности женщин и ограниченности их социальных ролей. В фильмах, сериалах и рекламе женщина, как правило, была изображена как мать, хранительница домашнего очага, сексуальный объект. При этом мужчина по сюжету всегда был более активен. Роль женщины чаще всего была второстепенна, а многообразие социальных ролей и профессий долгое время оставалось прерогативой мужского мира. Таким образом в обществе закреплялось традиционное понимание гендера, или социального пола. Но культура становилась более глобальной, а феминистские тенденции в обществе усиливались. Как ответили анимационные студии и их детища-персонажи на новые вызовы?
Анализируя образы мультипликационных персонажей, можно увидеть, как менялись наши представления о норме. Чтобы понять, как изменились представления о роли мужчин и женщин в обществе, обратимся к знакомым анимационным сюжетам последних трех десятилетий.
Женские образы в мультфильмах 1990-х
Внешность и хобби
Главные героини мультфильмов девяностых годов — девушки с идеальной внешностью. Они высокие, статные красавицы с большими глазами и длинными шелковистыми волосами. Одним словом, «диснеевские принцессы». Русалочка Ариэль, Белль из «Красавицы и Чудовища», Жасмин из «Алладина», Эсмеральда из фильма «Горбун из Нотр-Дама», Джейн из мультфильма «Тарзан», Мулан, Покахонтас и княжна Анастасия из одноименных фильмов — вне зависимости от этнической принадлежности героинь их образы можно отнести к воплощению единого стандарта красоты.
У героинь мультфильма нет определенных занятий, мы ничего не знаем об их образовании. Зрителю известны лишь некоторые увлечения девушек, которые можно отнести к сфере досуга. Русалочка коллекционирует предметы, связанные с земной жизнью, и поет, Белль любит читать и петь. Уточним: поют в мультфильмах 1990-х все женские персонажи, но исключительно для самовыражения. В мультфильме «Анастасия» героиню после детского дома отправляют работать на рыбоконсервный завод, но на развилке двух дорог она выбирает пойти по указателю в Санкт-Петербург.
В сюжетах, где героини не являются скрытыми или явными принцессами, бывают исключения. Например, цыганка Эсмеральда сама зарабатывает на жизнь танцевальными выступлениями и монетизирует свои артистические способности. В мультсериале «Настоящие охотники за привидениями» в компании охотников-интеллектуалов мужского пола есть девушка Жанин Мелниц. В Википедии ее образ охарактеризован так: «Симпатичная секретарша охотников. Принимает вызовы, следит за оплатой счетов и иногда может выступить полноценным охотником. Влюблена в Игона Спенглера». В обоих случаях деятельность героинь не связана с интеллектуальным трудом и акцент в их образах сделан на внешнюю привлекательность.
Мечты
Каждая героиня имеет мечту, чаще всего абстрактную, не связанную с какими-то конкретными жизненными планами и целями. Русалочка Ариэль посвящает песню своим грезам о мире на суше среди людей:
Только я вся в мечтах о другом.
Я так хочу убежать туда,
Где солнца свет, где танцуют люди.
Белль выражает в песне свои мечты о приключениях:
Мечтаю я о разных приключеньях,
Хочу я многое узнать.
Мне того бы повстречать,
Кто меня бы смог понять,
Слишком рано свадьбу мне играть.
Мечты главной героини всегда исполняются в финале мультфильма. При этом ключевые решения, меняющие жизнь, женские персонажи принимают импульсивно, находясь под воздействием эмоций. Например, принцесса Жасмин давно мечтает о приключениях, но сбегает из дворца от грозящего ей замужества и отеческой опеки внезапно, хотя эти факторы существовали и раньше.
Принцесса Анастасия, стоя на развилке двух дорог, просит Бога послать ей знак и получает его в виде выбежавшей из леса собачки. Эта встреча решает ее судьбу.
Сказочный сюжет
Из сюжета мультфильма можно понять, что героиня наделена рядом положительных качеств: добротой, отзывчивостью, искренностью, артистизмом. Авантюризм и хитрость героинь тоже присутствовали, придавая действию динамику. Любовная история присутствует в качестве обязательного элемента. Счастливым финалом становится обретение любви или замужество.
Так, например, главная героиня фильма «Мулан», молодая девушка, отправляется на войну вместо своего отца, переодевшись мужчиной. Обман вскрывается, но ее отвага и смекалка помогают спасти Китай от захватчиков. Когда она возвращается домой и передает воинские дары отцу, ее бабушка восклицает: «Тоже мне, ʺона привезла в дом мечʺ. Лучше бы она привела в дом жениха». При этих словах появляется капитан военного отряда Ли Шанг с забытым Мулан шлемом. Таким образом, история завершается обретением любви главной героиней.
Единственным исключением среди свадебных хеппи-эндов стала героиня мультфильма «Покахонтас», принцесса индейского племени, которая в финале прощается со своим раненым возлюбленным, капитаном английской экспедиции, прибывшей на землю индейцев в поисках золота, Джоном Смитом. Дочь индейского вождя не готова поехать в Лондон, а Джон не может остаться в племени.
У главных героинь либо нет матери и их воспитывает отец, либо нет обоих родителей.
Мультипликационная жизнь героини строится по единому сюжету: дом родителей, уход из дома, обретение любви, воссоединение с семьей.
Мужские образы в мультфильмах 1990-х
Мужчины-герои мультфильмов девяностых были под стать своим возлюбленным и тоже выражали единый стандарт красоты: высокий рост, мускулистое тело, привлекательная внешность. Такими были принц Адам из «Красавицы и Чудовища», Алладин, капитан Феб из мультфильма «Горбун из Нотр-Дама», Тарзан, Геркулес из одноименных фильмов, капитан Джон Смит из мультфильма «Покахонтас», принц Эрик из «Русалочки», капитан Ли Шанг из фильма «Мулан».
Существуют и исключения. Например, кроме Уинстона Зеддмора, никто из героев мультсериала «Настоящие охотники за привидениями» не обладает атлетическим телосложением. По сюжету они прежде всего талантливые ученые, главным оружием которых является интеллект.
Физическая форма очень важна для мужских персонажей. Геркулес, например, специально отправляется на тренировки к сатиру Филоктету, чтобы нарастить мускулы и научиться совершать подвиги. Достигнув этого, он надеется завоевать признание отца Зевса и обрести дом на Олимпе.
Встречая возмужавшего сына, Зевс отмечает: «Для героя не только крепость мышц нужна, но и сила сердца».
Идеальная мужская профессия
Среди мужских персонажей мультфильмов распространена профессия капитана: капитан Ли Шанг («Мулан»), капитан Феб («Горбун из Нотр-Дама»), капитан Джон Смит («Покахонтас»). Военная карьера подчеркивает их мужественность, а первые достижения на этом поприще позволяют зрителям рассчитывать на их успехи в будущем. Не менее часто встречаются герои-принцы: принц Адам из «Красавицы и Чудовища», принц Эрик из «Русалочки». Встречаются герои — представители естественного мира, выросшие в дикой среде джунглей: Тарзан, индеец Кокум, влюбленный в Покахонтас. Есть персонажи — воры и аферисты: Алладин, Дмитрий из «Анастасии».
Профессия подчеркивает значимые качества персонажей: благородство, отвагу, смелость, доброту, мужественность. В некоторых случаях профессия служит отправной точкой для изменения героев. Так, в фильме «Анастасия» выясняется, что Дмитрий — сын царской кухарки, который много лет назад помог принцессе и ее бабушке сбежать из захваченного революционерами дворца.
Ценности и цели
Положительные герои-мужчины являются носителями традиционных ценностей. При этом своих возлюбленных они воспринимают такими, какие они есть, не смеясь над их неведением, необразованностью («Русалочка», «Покахонтас»).
В мультфильме «Красавица и Чудовище» силач Гастон (отрицательный персонаж), влюбленный в Белль, выражает сексистское мнение о ее увлечении: «Чтение не годится для женщин, они от этого думать начинают».
О долгосрочных целях и стремлениях героев-мужчин мы ничего не знаем. Алладин, например, говорит, что он хочет разбогатеть, жить во дворце и не иметь никаких проблем. Порой герой отвергает свою изначальную цель, достигнув ее. Геркулес, например, отказывается от божественного статуса и жизни на Олимпе ради воссоединения с земной возлюбленной Мэган. Дмитрий, доставив принцессу Анастасию к бабушке из Петербурга в Париж, отказывается от желанного вознаграждения.
У героев-мужчин, как правило, нет обоих родителей. Сценарий: обычная жизнь — встреча с возлюбленной, которая меняет привычную жизнь и преображает героя, — женитьба.
Женские образы 2000-х
Деконструкция канона
Настоящая революция образов героев в мире анимации наступает с выходом постмодернистского мультфильма «Шрек» в 2001 году. По сюжету принцесса Фиона по ночам превращается в большого зеленого тролля-огра. Поначалу ей трудно мириться с такой инаковостью, но, когда она влюбляется в похожего на нее внешне Шрэка, решает остаться в этом облике навсегда. Мультфильм заканчивается вполне традиционно — свадьбой. И все же стандарты внешности мужских и женских героев с этого времени изменились, анимационные студии отошли от единого канона в изображении персонажей.
Окончательный распад канона изображения принцесс и женских персонажей в целом произошел в мультфильме «Ральф против интернета» (2018). Рефлексию над образами принцесс в мультфильмах прошлых лет осуществили сами героини. Находясь внутри виртуального пространства, девочка-гонщица по имени Ванилопа попадает на сайт Oh My Disney, в комнату, заполненную диснеевскими принцессами. Ванилопа маленького роста, ее уши оттопырены, а волосы, забранные в хвост, со спадающей на глаза косой челкой далеки от представления об идеальной укладке. Одета она в брюки и лонгслив. Опасаясь проблем, девочка тоже представляется принцессой. Другие принцессы сразу интересуются, нет ли у нее проблем с отцом. Когда героиня отвечает, что у нее даже мамы нет, принцессы отвечают хором: «У нас тоже!»
В их беседе происходит деконструкция устоявшихся клише:
«— И вопрос на 3 миллиона: про тебя тоже думают, что все в твоей жизни наладилось, когда в ней появился мужчина?
— Да! Но ведь это бред!
— Она — принцесса!»
Принцессы даже пытаются научить Ванилопу петь песни для исполнения мечты, но у девочки плохо выходит.
Кроме того, Ванилопа имеет четкие цели. В первом мультфильме «Ральф» (2012) она хочет победить на гонках, а во второй части девочка хочет попасть в новую игру. Ее цели становятся основой сюжетной линии, а персонаж-мужчина Ральф — волшебным помощником. В конце второго фильма девочка предпочитает остаться в игре «Убойные гонки», герои расстаются. Героев связывают дружеские отношения, и любовная линия в мультфильме отсутствует.
Принцессы 2000-х
Тем не менее в анимационных фильмах появлялись и более классические образы героинь. Например, принцесса из фильма «Рапунцель: Запутанная история» обладает всеми атрибутами настоящей принцессы — длинными золотистыми волосами с магической функцией и красотой. Но помимо этого у нее есть физическая сила, мечта и решимость. Запертая колдуньей в башню, Рапунцель мечтает попасть на фестиваль летающих фонариков и начать новую жизнь, что в итоге и становится началом ее освобождения из заточения. Она нападает на юношу-вора и заставляет его помочь ей освободиться. Несмотря на то что в мультфильме вполне классический финал — воссоединение с истинными родителями, свадьба, — принцесса имеет четкую цель и выступает в роли катализатора перемен, используя в качестве шанса прячущегося у нее в башне вора и шантажируя его украденной им короной.
В мультфильме «Холодное сердце» главные героини тоже принцессы, но, что важнее, они сестры. Они могут ошибаться и ссориться. Спасать друг друга и мириться. Создатели не делят их на добро и зло, они выступают самостоятельными полноценными личностями. Первая часть мультфильма завершается коронованием Эльзы, а не свадьбой. Во второй части Эльза выбирает жизнь в Зачарованном лесу, а ее сестра Анна становится новой королевой Эренделла и выходит замуж за Кристоффа, который помогал сестрам справляться с бедами. Обе сестры показаны как успешные правительницы государства. Если говорить об их внешности, сестер можно назвать красивыми, но их внешность и наряды более сдержанны и они не показаны в роли сексуальных объектов, как принцессы в анимационных сказках 1990-х.
Роль сестринства
Тема сестринства порой откровенно переходит в феминистскую повестку. Так, например, происходит в мультфильме «Семейка Круддс 2». В доисторическом времени живут две семьи — Круддсы и Бэттерманы. Между ними возникают конфликты. Однажды обезьяны похищают всех мужчин этих семейств. Тогда бабушка собирает женский отряд, имея в этом деле опыт, так как в молодости она уже была предводительницей отряда женщин-воинов «Грозные сестры». Молния, Черная топь, Сестра заката, Искра — новые вымышленные имена героинь. Все они наделены физической силой. Они спасают мужчин и восстанавливают добрые отношения между семьями.
Женщины в современных мультфильмах перестали быть слабым полом. Например, в мультфильме «Как приручить дракона» девушки и юноши тренируются и сражаются с драконами на равных. Героиня Арманд — одна из самых физически сильных в группе. Занятия женских персонажей не отличаются от мужских. Так, в мультфильме «Шрек навсегда» Фиона на время становится предводительницей племени огров.
Новые профессии
Увлечения героинь тоже претерпели изменения. Например, в анимационном фильме «Головоломка» девочка Райли Андерсон занимается хоккеем. Гонщицы, мэр, руководитель, хоккеистка, полицейский — в мультфильмах представлены героини профессий, прежде считавшихся мужскими. В анимационном фильме «Босс-молокосос 2» девочка-младенец Тина оказывается сверхсекретным агентом. Для выполнения задания босс Тина привлекает своего отца и дядю. 40 лет назад ее дядя Тед тоже был маленьким боссом. Теперь девочка повторяет его судьбу. Она одета в такой же строгий черный костюм, как и он, правда с золотым галстуком.
Роль самоопределения героя в современных мультфильмах имеет ключевое значение. В «Моане» девочку родители готовят к роли предводительницы племени. Девушка борется со стереотипами местных жителей и косными взглядами родителей, основанными на страхе из-за древнего проклятья выходить на суднах в море. В итоге она помогает восстановить мореходство и таким образом вернуть достаток в их племя. В финале жители племени под руководством Моаны отплывают искать новые земли в просторах океана. В фильме отсутствует любовная линия.
Пожалуй, главный мультфильм о самоопределении — «Зверополис» (все персонажи в нем человекоподобны). Крольчиха Джуди Хопс мечтает стать полицейским. Несмотря на неверие в нее семьи и коллег, после многочисленных трудностей ей это удается. На работе она терпит неудачи, но постепенно обретает помощника с криминальным прошлым и будущего напарника — лиса по имени Ник. Вместе они раскрывают сложное дело о борьбе хищников и травоядных, виновной в котором оказывается мэр города Барашкис.
Мужские образы
Мужским персонажам авторы мультфильмов позволили отойти от героических образов. Внешняя мужественность и привлекательность отныне не обязательные элементы. В мультфильме «Шрек 2» у героев есть возможность остаться в человеческом облике под воздействием эликсира, но Фиона выбирает для них облик огра. Внешнее перестает быть отражением внутреннего мира героев. Напротив, в слабом теле может жить сильный дух.
В мультфильме «Как приручить дракона» главный герой Иккинг, сын вождя племени викингов, имеет тощее тело без мускулов, не может поднять молот и жонглировать топором. Он не похож на викингов его племени, где успеха достигает лишь тот, кто убил дракона. Иккинг огорчает отца своей слабостью. Тем не менее мальчик оказывается изобретательнее соплеменников. Он устанавливает с драконами дружеские отношения и приручает их, тем самым прекращая вражду между ними и открывая новые возможности для развития своего народа. Он теряет ногу в схватке со злым драконом Красная смерть, но становится героем, изменившим жизнь племени. Ключевыми темами в фильмах, где главный герой мужского пола, также становятся поиск своего призвания, борьба с семейными традициями.
В мультфильме с антропоморфными персонажами «Цыпленок Цыпа» отец не верит в своего сына-неудачника. Над Цыпой все в городе насмехаются после того, как он однажды объявил, что небо падает. В итоге цыпленок вместе со своими друзьями, которых в школе считают лузерами, на самом деле спасает город от захвата пришельцев и становится настоящим героем. В финале Цыпа с улыбкой смотрит фильм о своих подвигах. На экране он показан высоким цыпленком с грудой мышц, а его подруга, некрасивая утка Ути Тьфути, под воздействием режиссерской фантазии преображается в роковую красотку.
В фильме «Тайна Коко» мальчик Мигель из семьи сапожников мечтает стать музыкантом, но наталкивается на строгий запрет, так как муж его прапрабабушки Имельды бросил семью ради занятий музыкой и не вернулся. Мигель борется за свое признание и ради снятия семейного табу приходит в мир мертвых. Он выясняет правду о семейной тайне и мирит свою бабушку Коко с отцом-музыкантом. Таким образом он воссоединяет семью, спасает мертвых от забвения и становится гитаристом.
Обретение героем своего призвания становится отправной точкой в мультфильме «Клаус». Избалованного молодого человека с невзрачной внешностью по имени Джаспер отец, создатель почтового бизнеса, в наказание за лень изгоняет работать почтальоном в маленький отдаленный город Смеренсбург. В этом городе юноша знакомится со стариком Клаусом, который делает деревянные игрушки. Весте они рассылают их детям, принося в их семьи радость. Джаспер находит себя в роли почтальона и не хочет покидать город, жизнь в котором с его приездом преобразилась. Также он находит любовь в лице местной учительницы Альмы.
Рефлексия над призванием лежит в основе сюжета фильма «Душа». Школьный учитель музыки Джо Гарднер мечтает стать джазовым музыкантом. В день своего концерта, о котором он долго грезил, он умирает. Джо пытается вернуться из загробного мира обратно на землю, но, когда ему это удается, готов пожертвовать жизнью ради заблудшей души 22, с которой познакомился на том свете. В итоге билеты в жизнь получают оба героя. В «Душе», как и в «Тайне Коко», главный герой не озадачен поиском любви.
Мужские профессии становятся более разнообразными. Джаспер («Клаус») — почтальон, Мигель («Тайна Коко») и Джо Гарднер («Душа») — музыканты, возлюбленный Рапунцель — вор Флинн Райдер, в детстве мечтавший стать героем, будущий муж принцессы Анны из мультфильма «Холодное сердце» Кристофф Бьоргман — торговец льдом, Ральф — второстепенный персонаж компьютерной игры. Внутренний мир анимационных героев становится сложнее, а образ меняется в процессе развертывания истории. Например, злодей и преступник Грю из анимационного фильма «Гадкий Я» постепенно преображается, становясь любящим отцом трех девочек-сирот.
В мультфильмах нередко поднимают тему дискриминации. Например, в фильме «Лука», когда жители маленькой итальянской деревни видят на мальчиках чешую и хвост, их охватывает паника, но постепенно они примиряются с мыслью, что инаковость — это нормально.
Братство
Для героев-мужчин тема дружбы и братства также важна, как и для женских персонажей. В мультфильме «Босс-молокосос 2» взрослые братья примиряются после многих лет скрытой вражды. В фильме «Лука» два мальчика и девочка обретают настоящую дружбу, пройдя сквозь многочисленные испытания. В «Семейке Круддс» женщины враждующих семейств объединяются ради общей цели, и этот опыт меняет их отношение друг к другу.
Типовой сюжет мультфильма 2000-х часто выглядит так: цель героя — препятствия на пути к самореализации — преодоление трудностей — достижение цели.
Что изменилось?
Образы мужских и женских персонажей отошли от стандартных клише.
Психологический мир героев стал сложнее.
Герои становятся более осознанными.
В современных мультфильмах соблюдается гендерное равенство, между репрезентацией персонажей разных полов нет существенных различий.
Главной темой для героев обоего пола становится поиск собственного призвания.
Любовная линия перестает быть обязательной.
Хеппи-эндом все реже становится свадьба.
Переход героев от поиска любви к поиску себя.
Неравные браки сохраняются. При этом в мультфильмах 2000-х более низким социальным положением чаще обладают мужчины.
От одиноких героев 1990-х аниматоры переходят к изображению взаимодействия равных, но непохожих друг на друга героев в 2000-х.
Материалы по теме
Материалы по теме
