Кто отвечает за правду в эпоху постправды

С 2016, когда слово «постправда» Оксфордский словарь английского языка объявил словом года, мы живем в эпоху доминирования эмоций, личных убеждений и верований над фактами. Кто будет отвечать за правду в новой медиареальности? И какие компетенции для жизни в ней необходимы?
Новая реальность рынка труда
В современном мире стремительно меняется уклад жизни общества вследствие технологической революции и появляются требования к новым специалистам, деятельность которых находится на стыке различных профессий; следовательно, работникам требуются транспрофессиональные компетенции. Само понятие профессии получает сегодня дополнительные интерпретации и коннотации в силу того, что границы профессий становятся шире и подвижнее, традиционные специальности исчезают или трансформируются, объединяются друг с другом.
В списках профессий будущего можно увидеть: специалист по 3D-печати, специалист по интернету вещей, дизайнер пользовательского интерфейса, цифровой маркетолог, разработчик приложений, специалист по робототехнике, анализу больших данных, кибербезопасности и др. [Pearce]. Американская телекомпания CNBC опубликовала в январе 2019 года список реально востребованных в США профессий: разработчик приложений, менеджер по оказанию медицинских услуг, медицинская сестра, медицинский технолог, строитель, помощник медсестры, социальный работник [O’Brien]. Как можно заметить, во втором списке преобладают так называемые помогающие профессии, и только одна связана с информационными технологиями и соответствует профессии будущего из списка выше.
Особенность профессий будущего — метапредметность и акцент на технологичности.
Технологические изменения, о которых написано выше, повлекут за собой следующее:
1) трансформацию существующих профессий в связи с переходом части функций к системам искусственного интеллекта;
2) появление новых профессий и, следовательно, требование новых компетенций;
3) исчезновение профессий.
Частично в этом можно увидеть причину смещения исследовательского интереса в последние 10 лет с изучения отвлеченных теоретических вопросов к конкретным предметным исследованиям воздействия медиа на общественное мнение и наоборот, циркуляции новостей и их восприятия различными группами.
Новые старые медиа
Все новые профессии, предполагающие работу с медиатекстами и проверкой их на достоверность, связаны с журналистикой. Классический журналист — это специалист по сбору, обработке, хранению и распространению информации. Кажется, что такие новые слова, как «переупаковка», «верификация», «дистрибуция» и подобные, вовсе и не новые, а частные случаи того же сбора или обработки. Однако суть новых медиапрофессий — как раз в частностях и деталях. Не каждый верификатор, то бишь фактчекер, обязательно журналист, а вот журналист должен информацию проверять.
Обратимся к атласу новых профессий. Как минимум три профессии из медиаотрасли связаны с задачами медиаграмотности: медиаполицейский, продюсер смыслового поля и редактор агрегаторов контента. Последний управляет каналами информации и подбирает соответствующий ожиданиям пользователей контент путем настройки программ-поисковиков, агрегаторов и обработчиков информации.
Агрегаторы контента — вещь нам уже привычная. Эта программа собирает информацию из всех доступных источников под одним зонтиком. Например, любой онлайн-маркетплейс есть агрегатор онлайн-магазинов и брендов. Агрегаторами контента являются, например, Яндекс.Новости или Google News. Как сообщается на сайте Яндекс.Новости, «тексты новостей не редактируются и публикуются в том виде, в котором они поступают от партнеров сервиса».
По той же схеме устроена и работа Google News. Единственное отличие — Google позволяет загружать и продвигать собственные новости.
Агрегация новостей в Google проходит в два этапа: сначала алгоритм собирает тексты, затем команда редакторов оценивает их новостную ценность.
Редактор агрегаторов контента выполняет функции фильтра входящей информации, что схоже с функциями редактора любого СМИ.
Агрегаторы контента пока представлены крупными медиакомпаниями, в которых агрегация — это один из этапов автоматизированной работы. В прошлом отбором информации занимались редакторы дайджестов. Самый известный в истории — Reader’s Digest. Весьма популярный у аудитории, он предлагал статьи на «вечные» темы из других СМИ: здоровье, красота, отношения и др. Поначалу дайджест заимствовал и перепечатывал материалы бесплатно, но после того, как авторы оригинальных статей возмутились и обвинили Digest в плагиате, стал выплачивать комиссию.
Против работы современных агрегаторов также настроены журналисты: трафик получает поисковик, а не СМИ.
Медиаполицейский ищет нарушения законодательства путем мониторинга медиаресурсов лично и/или с помощью специальных программ. Сейчас в России эту функцию отчасти выполняют Роскомнадзор и «Лига безопасного интернета».
Продюсер смыслового поля отвечает за формирование общей картины мира, в соответствии с которой будут строиться подвластные ему медиапотоки. Здесь могут смущать слова «формирование» и «подвластные», от которых отдаленно веет пропагандой. Но если вникнуть в суть: за что отвечает обычный продюсер в медиа, что он курирует? Он организует производственный процесс от начала и до конца: участвует в обсуждении концепции медиатекста или проекта, подбирает героев и договаривается с ними, ищет место действия для съемки, контролирует законность использования аудио-видеоконтента, находит нужных специалистов в команду, решает финансовые задачи и др. Одним словом, продюсер — организатор производства. Как в таком случае можно говорить об организации смыслового поля? Посмотрим на эту профессию с точки зрения журналистики.
Информации в мире становится настолько много и в таком большом количестве разных форматов, что уследить за всем потоком невозможно. Следовательно, от журналистов ждут систематизации, классификации и анализа этой информации, а не просто трансляции новостей. В этом-то их функции и напоминают функции продюсера смыслового поля — однако журналист не диктует аудитории, как ей следует думать об определенных событиях.
Поэтому мы обращаемся к аналитической журналистике. Но опять же: не всякий продюсер — журналист. Значит, оставляем только медиасоставляющую. Продюсер смыслового поля, говоря простыми словами, — это специалист, который на основе анализа предпочтений конкретного пользователя подбирает для него информацию. По сути, каждый пользователь сам себе такой информационный пузырь или вакуум и создает: мы ставим лайки, комментируем, репостим, расставляем хэштеги, а на некоторых платформах и указываем свои интересы, и получаем персонализированный контент. Подписываемся исключительно на соответствующие нашим интересам паблики и страницы. Но это всё относительно. Наши интересы меняются, лайки могут быть случайными, алгоритм подсовывает нам рекламу, и мы устаем от вакуума.
Продюсер смыслового поля — это своего рода личный помощник, который подберет для меня СМИ и медиа, которые мне расскажут, покажут и объяснят, что к чему. Всё равно что стилист, который подбирает гардероб под каждого конкретного клиента.
Есть ли сейчас такие продюсеры? В поисковиках можно найти статьи с описанием этой профессии, но ни одного конкретного примера.
В том же атласе есть профессия инфостилиста, который «помогает другому человеку читать, смотреть или слушать из интернета только ту информацию, которая ему нужна или интересна» .
Есть нечто общее между продюсером смыслового поля и инфостилистом. Разница в том, что продюсер создает смыслы; инфостилист же лишь предлагает подборку ресурсов, где эти смыслы пользователь находит самостоятельно.
В сети можно найти интервью с первым инфостилистом в России Антоном Калюскиным: «К инфостилисту будут обращаться, чтобы найти целевую информацию для бизнеса/рабочих задач (в том числе не на русском языке), за фильтрацией/структурированием/отправкой информационных потоков для отдельного человека (кому-то — просто в PDF, кому-то — в чат-боте и др.), подготовкой к выступлениям (инфографика, упаковка убедительных/продающих смыслов). Также в списке — подготовка к переговорам (сбор данных по личностям + первичный анализ), написание целевых текстов (копирайтинг, но обычно высокого уровня)» .
В сравнении с инфостилистом можно увидеть и суть профессии продюсера — созидатель, причём ориентированный на аналитику. Это предполагает глубокое погружение в исследуемую тему, длительную работу над ней, изучение многообразия источников. В аналитике же исследуется только одна большая тема, один сюжет, которые могут быть представлены в разных форматах: текст, аудио, видео, иллюстрации, инфографика, карточки, тесты и др.
Предметом аналитики выступают проблемная ситуация, конфликт, тенденция, закономерные процессы в общественной жизни. Внутри этих тем автору нужно найти причинно-следственные связи. Для этого он обращается к таким методам, как сравнение, оценка, аналогия, обобщение.
Автор строит на основе собранной фактуры гипотезу и прогноз развития событий.
Таким образом, мы нашли конкретное представление профессии продюсера смыслового поля — аналитик, работающий по запросу отдельного пользователя или группы пользователей.
В атласе новых профессий совсем нет слов про авторов контента. Редактор, продюсер или инфостилист — закономерный вопрос — откуда-то и у кого-то информацию берут. Мы полагаем, стоит говорить о сторителлерах. В русскоязычной журналистской традиции более привычно выражение «художественно-публицистическая журналистика», в англоязычной — «нарративная журналистика». Она имеет и другие синонимичные названия: литературная, документальная проза, нон-фикшен-журналистика, креативное повествование. Ключевое слово — нарратив, то есть повествование. Нарративная журналистика отличается особым сочетанием фактов, идей и повествовательных техник, заимствованных из художественной литературы. С. Бозрикова определяет нарративную журналистику как «явление, характеризующееся сочетанием свойств журналистики и художественной литературы в одном произведении: с одной стороны, журналистские нарративы затрагивают социально значимые темы, отличаются фактографической точностью излагаемой информации, которая добывается посредством погружения журналиста в описываемые события; с другой стороны, они представляют увлекательные истории, написанные живым языком, с драматическим сюжетом, в которых явно звучит голос автора» [Бозрикова].
Если аналитическая журналистика напрямую связана с медиаграмотностью, то при чем тут нарративная? Задача последней — рассказывать нетипичные истории в типичном мире и типичных обстоятельствах. Нетипичность задают люди: авторы и герои материалов. Как герои живут и проживают, чувствуют и ощущают, думают и анализируют, как преодолевают вызовы судьбы — составляет суть повествования. Нарративная журналистика обращена к вечным темам, которые преломляются в опыте героев.
Примеры нарративной журналистики мы можем найти в федеральном проекте «Такие дела» или региональном «Мы здесь живем» (Архангельск). Одинаково эти медиа пишут и снимают про людей, рассказывают человеческие истории, которые мы не прочитаем в официальной прессе или бульварных СМИ просто потому, что это — неформат.
Мы обратились к базе поиска работы HH.ru с поисковым запросом вакансий в медиа. Востребованные на декабрь 2021 года — медиаменеджер и контент-менеджер. Под последним чаще подразумевается копирайтер с набором дополнительных компетенций редактора. Как видим, профессии будущего не представлены, разве что есть одна вакансия редактора группы агрегаторов контента конкретного медиа.

Чему и как учиться в эпоху постправды
С ценностями и классическими правилами все понятно, но чему учиться нужно сейчас, чтобы не попасть впросак на перекрестках медиа? Научиться создавать или отбирать медиатексты не сложно; куда сложнее научиться видеть за пределами своих стереотипов, обнаруживать подтекст и скрытый смысл в сообщении. Ниже кратко представим обзор необходимых компетенций.
Цифровая грамотность — умение искать, находить, создавать и распространять информацию на цифровых платформах с помощью цифровых ресурсов. Мы уже все более-менее умеем пользоваться стандартным и расширенным поиском. Нужно учиться пользоваться формулами для поиска, искать не только в поисковике, но и на конкретных сайтах, например научные статьи в базах данных РИНЦ или Cyberleninka.
Тоже самое с созданием: написать пост в заметках — не проблема, а сколько еще есть онлайн-программ для создания инфографики, тайм-линий, верстки и других форматов.
Медиаграмотность — понимание различных типов медиа и смыслов, которые они транслируют своими сообщениями. Медиаграмотность в широком смысле — это умение искать и находить нужную информацию, проверять ее, анализировать, оценивать, создавать и производить различные медиатексты.
Медиаграмотность выражается:
— в умении пользоваться современными информационно-коммуникационными ресурсами;
– умении отражать информационные вирусы, то есть фейки;
– умении противостоять интернет-зависимости;
– умении искать и отбирать достоверную информацию;
– умении понимать контекст сообщения, его смысл;
– навыках цифрового этикета.
Критическое мышление позволяет индивиду задавать осмысленные вопросы, подбирать обоснованные аргументы и принимать независимые решения. Человек с развитым критическим мышлением способен оценивать суждения — как свои собственные, так и предлагаемые другими людьми, — выдвигать аргументированные суждения и гипотезы, формулировать выводы.
Научиться критическому мышлению или развить его в себе можно, но это процесс с отложенным или долговременным результатом. Самое простое — решать кроссворды, играть в шахматы и разгадывать логические загадки. Будущим профессионалам нужно учиться искать интерпретационные схемы в текстах, определять стереотипы, читать между строк.
Аналитическое мышление сродни критическому в том, что предполагает анализ информации, формулирование на основе этого выводов. Человек с аналитическим типом мышления раскладывает ситуацию или проблему по полочкам и знает, где и как искать дополнительные материалы. Если критическое мышление в медиапотреблении больше ориентировано на сомнение, то аналитическое мышление — на поиск причинно-следственных связей, путей решения. Удобным для развития такого типа мышления служит работа с интеллект-картами, что предполагает построение отношений и разделение общего на частное.
Творческое мышление — это про новаторство и воображение. Последнее позволяет разрушать стереотипы, видеть за штампами оригинальное, а новаторство дает возможность воплощать задумку в реальность. В строгом смысле творчество — это создание нового, чего не было прежде, как материального, так и нематериального плана. Почему оно так важно для современного и будущего медиаспециалиста? И можно ли создать сегодня принципиально новый оригинальный продукт? Вспомним, как в 2012 году появился первый мультимедийный лонгрид от The New York Times — Snowfall. Сегодня такие проекты делают все, включая студентов журфаков, и не нужно для их публикации писать код — есть на выбор доступные для гуманитария онлайн-ресурсы. Ценность творчества сегодня — в авторской интерпретации, в новом взгляде на привычные и обычные вещи.
Фактчекинг. Простыми словами — это проверка достоверности фактов, которые изложены в медиатексте. Основное оружие фактчекинга — деятельное сомнение. Сомневаться надо даже в том, в чем уверен. Факт — это событие, подкрепленное надежными свидетельствами. Он должен быть не просто проверен, а перепроверен несколько раз. Каждый из нас имеет разные взгляды на те или иные события, явления жизни, но с поставленным фактом не поспорить и его не опровергнуть. Сами по себе непроверка фактов и их искажение являются пренебрежением объективности.
Должность фактчекеров есть в таких признанных СМИ, как The New Yorker, и в России в крупных медиакомпаниях, например в Яндекс.Дзене. Хотя обычно работу фактчекера выполняет редактор.
Как быть простому гражданину, который ежедневно сталкивается с разными медиа и не представляет, как эта медиареальность устроена? Какие навыки нужны ему, чтобы в этой реальности не потонуть? В большей степени нужно развивать у себя медиаграмотность и критическое мышление. Не обязательно углубляться в сложные понятия, типа фреймов или истории фейков, но обязательно нужно выработать алгоритм работы с медиатекстом. Фейки — это то невидимое оружие, перед которым рядовой гражданин практически беззащитен. Чтобы хоть как-то обезопаситься, задавайте себе следующие вопросы:
-
Кто автор?
-
Что автор хочет сказать?
-
Что за ресурс, на котором текст опубликован?
-
Есть ли и кто эксперты?
-
Есть ли эмоциональная риторика и пунктуация?
Пожалуй, эти основные вопросы будут своеобразным щитом перед фейками.
Фото: Fakurian Design / Unsplash, Ron Lach / Pexels
Материалы по теме
Материалы по теме
