Как новые медиа крадут ваше время и что с этим можно сделать

Если вам кажется, что вы стали проводить в сети больше времени, чем раньше — вы правы. Сайты, приложения и сервисы используют все больше уловок, чтобы мы задержались у них подольше. Разбираемся, почему так происходит и как можно этому противостоять.
В начале 2022 году компания Global Web Index опубликовала ежегодное исследование аудитории интернета. По его данным, типичный пользователь проводит в Сети около семи часов в день. Из них на социальные сети в среднем уходит 2,5 часа, а на просмотр стримингового телевидения примерно полтора часа. Конечно, это очень условные значения, а более точные данные можно получить только для конкретной социальной группы. Но на глобальном уровне тенденция очевидна. По прогнозам исследователей в 2022 году весь мир проведет в Интернете примерно 12,5 триллионов часов. Это вполне реалистично, если ориентироваться на исследования прошлых лет. Например, по данным в Forbes, в 2021 году средний американец провел 1,300 часов только в социальных сетях в социальных сетях. Для всей страны получается почти полтриллион!
Причина такой виртуальной активности проста — средства коммуникации становятся всё более доступными. Исследования подтверждают, что в последние годы люди находятся в сети почти равномерно на протяжении всего дня. За последние десятилетия появилось множество форм медиа — это и блоги, и интерактивные веб-сайты, подкасты, социальные сети, компьютерные игры, виртуальная реальность и многое другое. В исследованиях эти медиа, как правило, противопоставляются традиционным газетам, журналам и телевидению. Благодаря новым возможностям каждый становится участником непрерывной коммуникации. Вместе с тем, незаметно для себя человек трати на участие в этой коммуникации огромное количество времени.
Почему новые медиа настолько захватывают человека? Сложно назвать все причины, но некоторые мы попробуем проанализировать.
Что помогает сервисам и платформам удерживать внимание?
Технологические ловушки
Новые медиа используют технологии, которые работают на вкусы и предпочтения пользователя, анализируя его цифровой след. Это, например, все например, умные ленты, Все, что пользователь делает в сети, мониторится, фиксируется и на основе собранных данных выдается тот контент, который с большой долей вероятности заставит пользователя обратить на себя внимание.Пример: музыкальные подборки выдаются на основе тех треков, которые были прослушаны ранее, предложения новых друзей в социальной сети подбираются через общих знакомых, в ленте выше находится тот контент, который уже получил больше лайков от других пользователей. . Умные ленты сейчас используются во всех социальных сетях: Инстаграм, ВКонтакте, TikTok и другие. Не всем пользователям нравится выбранная тактика разработчиков. Еще в 2014 году пользователи Facebook возмутились против кликбейтных заголовков, которыми оказалась завалена лента. В 2016 году администраторы крупных пабликов ВКонтакте оказались недовольными тем, что посты научного контента проигрывают залайканым мемам и им сложнее попасть в ленту к пользователю. Так, например, можно было легко обнаружить в своей ленте ржавую автобусную остановку из далекой деревни Калужской области – она набрала 700 тысяч просмотров, и по праву вошла в лидеры предоставляемых пользователю публикаций. Уже в 2018 году на законодательном уровне обсуждалась инициатива в принудительном порядке ввести функцию отключения “умной ленты”, но пока ни одна из инициатив не увенчалась успехом и победой демократического равенства всех пользователей в социальных сетях.
Психологический комфорт
Новые медиа создают коммьюнити, в которой человек чувствует себя в безопасности. Главное, чтобы пользователь мог ощущать свою принадлежность к сообществу, хотя и характер получаемой информации может быть негативным, и близких отношений между участниками может не сложиться. Американский социолог Говард Рейнгольд приводит такое сравнение: «Это как бар за углом дома со старыми приятелями и привлекательными новичками. <...> Только вместо того, чтобы выключить компьютер и идти в бар, я просто включаю нужную программу». Новые медиа создают иллюзию общности — в том числе для людей, которые хотят остаться анонимными.
Кроме того, исследования показывают, что благодаря медиа люди лучше понимают собственную личность. Большинство респондентов исследования компании Neilsen отметили, что в TikTok могут выразить свое «настоящее я». Участники другого опроса отмечают, что испытывают чувство комфорта, играя в компьютерные игры. Даже если вы получаете в сети негативную связь, она, как правило, будет неоформленной и неустойчивой, и воспринимать её будет проще, чем в реальной жизни.
Вообще, жизнь в сети может значительно отличаться от того, как человек ведет себя, присутствуя в мире физическом. В качестве примера можно привести секстинг – возможность вести эротическую переписку без личного контакта и в некоторых случаях анонимно. Для части людей – это способ отвлечься от постоянного партнера или проявить себя в интимных отношениях так, как не получилось бы в мире физическом. Для других — более комфортный способ начать романтическое общение.
Стоит отметить, что в сети людям легче говорить и о том, о чем в реальной жизни тяжело и больно. Так, движение #metoo стало популярным именно благодаря Интернету – массовое признание в социальных сетях дало голос десяткам тысяч пострадавших от домогательств. До этого многие из этих людей не могли найти подходящего способа признать случившееся и рассказать об этом.
Эмоциональная вовлеченность
Например, компания IKEA, запустила крупный проект, который позволяет с помощью телефона и дополненной реальности «расставить» мебель компании в своей комнате. А компания Converse предлагает примерить новую коллекцию — достаточно просто выставить ногу, выбрать модель и посмотреть, как кеды смотрятся на ноге. На разработку таких сервисов уходит много ресурсов, но компания все равно выигрывает на долгой дистанции, потому что может принести людям удовольствие и создать для них запоминающиеся моменты.
Большую популярность получили также разнообразные маски и фильтры в социальных сетях. Достаточно выбрать вариант дополненной реальности и вы уже предстали в роли пирата или скидываете своей подруге короткое видео, где вам отвечает на телефонный звонок Рики Мартин. Бренды тоже создают собственные маски для того, чтобы выстроить позитивную эмоциональную связь с клиентом. Порой достаточно навести камеру телефона на себя и вы уже видите, как смотрится на губах новая помада бренда, покупку которого вы ставили бы под сомнение, не будь этой дополненной реальности.
Возможность быть услышанным
Новые технологии стерли границы между тем, кто производит и кто потребляет информацию. Цифровая среда позволяет пользователям напрямую влиять на содержание контента. Именно от действий пользователей по архивированию, регистрациям, посещениям и репостам зависит, как работает сервис. Профессор коммуникаций Генри Дженкинс акцентирует внимание, что аудитория рассматривается некоторыми индустриями как способ расширить влияние, поскольку теперь сами пользователи несут информацию друг другу. Особенно важно для индустрий получать от аудитории обратную связь — чтобы в соответствии с ней корректировать свои действия. Все это, так или иначе, делает пользователей активными создателями контента.
В последнее время появляется все больше сервисов, где роль между потребителем информации и автором размыта еще больше. Каждый, кто заходит на такие площадки, создает свой контент, и обменивается им с другими пользователями. Так, например, работает сервис вопросов и ответов Quora, сайты для обсуждений американский Reddit или российский Пикабу.
Как распознать, что медиа забирает ваше время?
Полностью уйти от влияния медиа невозможно, но по некоторым признакам можно понять, что вас нарочно задерживают внутри сервиса:
-
Индивидуальные предложения. Как мы уже говорили, персональный контент с учетом вкусов и предпочтений пользователя, забирает у него больше времени. Вам могут предлагать вступить в закрытое сообщество, подписаться на специальные подборки акций или что-нибудь еще — в любом случае вас будут убеждать в некой уникальности и особой ценности предложения;
-
Сбор данных. Информация о вас представляет особую ценность, поскольку именно на ее основе формируются пользовательские предложения. Самый распространенный сбор данных — сохранение файлов cookie, которые запоминают ваше поведение на посещаемых сайтах. Сюда же относятся и всевозможные анкеты и формы для регистрации.
-
Оперативность. Скорость — одно из главных преимуществ новых медиа, и они часто этим пользуются. Трансляции событий в режиме реального времени создает у пользователя эффект присутствия и позволяет ему ощутить ценность момента. Желание ничего не упустить из виду побуждает пользователей подключаться к любым прямым эфирам — даже к тем, которые никгда не вызвали бы интереса в записи. Кроме того, стримы дают возможность задать вопрос своему кумиру или первыми стать свидетелями важного события.
-
Связанность. Новые медиа — это, прежде всего, набор возможностей. Максимальный комфорт, при котором долгие поиски минимизируются за счет уже готовых алгоритмов действий, заставляют больше времени проводить в сетях. Например, после просмотра сериала вам может поступить предложение о прослушивании подкаста об этих сериях на другой площадке, а в видеосервисе может появиться клип той песни, которую вы только что послушали по музыкальной подписке;
-
Полезность. Сервисы и продукты всегда закрывают какую-либо потребность пользователя. Но нередко эта потребность создается самой площадкой — например, стриминговые платформы обещают, что трансляции с важных мероприятий позволят вам сэкономить на событийных путешествиях. Но о том, насколько это равнозначная замена, сервис говорить не станет — для позицонирования это невыгодно.
Может показаться, что новые медиа опутали каждого информационной паутиной, а маркетинговые уловки преодолеют любое сопротивление. Но всё же есть несколько вполне действенных способов, как этому противостоять.
Как сберечь свое время?
-
Организуйте режим «медиа по таймеру». Чтобы оставаться в курсе событий, не обязательно читать новости каждый час или ставить уведомления от новостных агрегаторов. Для того, чтобы оставаться в повестке дня, достаточно дважды в день по 15 минут отслеживать сайты информационных агентств. Для отслеживания лучше ставить таймер. Желательно это делать до 12 и после 17 часов — так вы сохраните баланс в получаемом объеме информации. Подобное же правило касается проверки социальных сетей. Посещение новостных медиа и социальных сетей чаще всего делает ваше присутствие в сети нерезультативным, и отнимает внимание от того, что происходит с вами в моменте. Для просмотра видео, компьютерных игр и других цифровых развлечений также лучше установить конкретное время пользования и зафиксировать его с помощью таймера.
-
Составьте список полезных медиа. Телефоны, планшеты и ноутбуки обладают гибкостью в настройках. Используйте функционал операционной системы для того, чтобы избавиться от лишнего влияния. Создайте папку тех медиа, социальных сетей и сайтов, которые вы читаете и ведите учет времени, начиная с того момента, как вы открыли созданную папку. Важно не держать эту папку на главном окне, а положить ее так, что сразу после включения гаджета она не попадалась вам на глаза. Кроме того, во многих приложениях есть внутренний контроль проведенного времени.
-
Выделите время «вне медиа». Исследования показывают, что ситуация, в которой человек остается без телефона, вызывает у него страх или чувство беспомощности. Это нормально, поскольку в нашем сознании давно укоренилась привычка «быть на связи» и мысль о том, что звонок или сообщение действительно могут быть жизненно важными. Конечно, не стоит решаться на радикальные перемены и пропадать из сети вовсе. Но вы можете выбрать для эксперимента время и место, когда вы действительно в безопасности. Уведомите близких о том, что вы вне зоны доступа, оставьте телефон вдалеке на определенное время и фиксируйте свои ощущения от момента, в которой вы не подвластны потоку сторонней информации.
-
Сократите количества подписок. Большинство медиа дублируют информацию друг друга. Оставьте два информационных агентства или один новостной агрегатор, читайте понятные вам и проверенные временем аналитические и профильные издания. Не читайте все подряд и подвергайте сомнению любой материал, который написан под «кликабельным» заголовком. Проведите ревизию почтовых рассылок, поставьте правила о передачи в спам сообщений от тех компаний, которые слишком часто присылают рассылки, а вы их уже давно не читаете. Проверьте, действительно ли блогеры, на которых вы подписаны несут полезную для вас информацию? Может быть, вы просто начали следить за ними из любопытства и вам уже не так интересно?
-
Задавайте вопросы. После того, как вы положили телефон, возьмите в привычку спрашивать себя: «Что полезного я узнал(а) на этот раз?». Обязательно постарайтесь ответить на этот вопрос. Так вы сможете контролировать пользу своего пребывания в сети. Если ответ на вопрос не содержит ничего интересного или вам трудно на него ответить — это знак того, что ваше время снова «съели» новые медиа.
Хотя эти рекомендации и не требуют много усилий, их нелегко выполнить сразу — привычки и маркетинговые уловки все равно будут переманивать вас на свою сторону. Но если поставить себе цель, то вскоре вы заметите, насколько больше у вас стало свободного времени.
Фото: Martin Sanchez/Unsplash
Материалы по теме
Материалы по теме
