Что такое NFT и почему за этим явлением будущее

20.02.2022
Поделиться:
Что такое NFT и почему за этим явлением будущее

Ушедший 2021 год ознаменовался крупным всплеском интереса к блокчейну и криптовалютам. Скептики готовы были уже хоронить крипторынок, когда закончился первый хайп 2017–2018 года. Тогда биткоин начал падение, так и не дойдя до $20 тысяч, остановившись на отметке в $19,7 тысяч. Казалось бы, крипторынок уже не сможет достигнуть былого успеха. Но нет, 2021 год превзошел все ожидания, заставив даже самых упорных криптоскептиков скрипеть зубами. Биткоин начал покорять один рекорд за другим, в конце концов достигнув максимума в 66 тысяч долларов


Годовой график цены на BTC по данным coinmarketcap 

Другие криптовалюты, такие как Ethereum, также демонстрировали бурный рост. Ethereum в 2021 году достиг максимума в 4800 долларов. 

Но блокчейн — это не только криптовалюты. 2021 год стал также годом расцвета NFT-технологии. Возможно, вы слышали, что художник Beeple продал NFT-цифровой коллаж за 69 миллионов долларов. Согласно данным DappRadar, объем торгов в NFT-отрасли достиг 23 миллиардов долларов в 2021 году. Но у широкой публики до сих пор поверхностное представление о том, что это такое и почему это так значимо в мире высоких технологий. Сегодня мы попробуем в этом подробно разобраться.

Чем являются NFT?

Аббревиатура NFT означает «non-fungible token», что в дословном переводе с английского означает «невзаимозаменяемый токен». Криптовалюты в массе своей являются взаимозаменяемыми токенами — все биткоины эквивалентны между собой. А вот каждый NFT-токен уникален. Каждый такой токен может использоваться для доказательства уникальности цифрового, а иногда даже реального объекта, но без централизованных посредников. Это позволяет создать инфраструктуру, в которой для доказательства подлинности чего-либо не надо прибегать к помощи юристов или созывать комиссию из экспертов. Если максимально просто, то NFT можно назвать системой сертификации на блокчейне. Процесс привязки цифрового или реального актив к NFT-токену называется токенизацией.

В блокчейне Ethereum, например, используются много разных стандартов токенов. Для взаимозаменяемых токенов обычно используется стандарт ERC-20. А для невзаимозаменяемых токенов чаще используют стандарты ERC-721. Сейчас NFT существуют не только в блокчейне Ethereum, другие блокчейны также начинают осваивать эту сферу: Solana, Cardano, Tezos, Tron и т.д.

Где сейчас применяется NFT?

Децентрализованное доказательство подлинности с помощью невзаимозаменяемых токенов может применяться в широком спектре отраслей. Рассмотрим типовые способы применения технологии NFT.

Цифровое искусство

Художники и музыканты быстро взяли на вооружение NFT-технологию. На сегодняшний день существует множество торговых площадок, на которых ведется торговля цифровым NFT-искусством: OpenSea, Rarible, Foundation и т.п.

Можно выделить две причины, по которым технология приглянулась креативному классу. Во-первых, невзаимозаменяемые токены могут быть хорошим подспорьем для того, чтобы подтвердить авторство, не полагаясь на юридические услуги. Во-вторых, это упрощает многие способы заработка — например, художнику теперь гораздо проще получить процент с каждой перепродажи его творения с помощью так называемых смарт-контрактов (компьютерных алгоритмов, предназначенных для формирования, контроля и предоставления информации о владении чем-либо), использующих NFT. 

Реальное искусство

Традиционное искусство также сейчас активно экспериментирует с продажей токенизированных копий реальных объектов. В 2021 Эрмитаж продал NFT-копии из своей коллекции на сумму свыше 32 миллионов рублей. Было выставлено пять работ, из которых самой дорогой оказалась «Мадонна Литта», цена которой составила около 150 тысяч долларов.

Зарубежные галереи тоже не отстают от тренда. Галерея Уффици во Флоренции разместила токенизированные копии некоторых из своих самых знаковых произведений искусства, среди которых «Мадонна Дони» Микеланджело. Цифровая NFT-копия известной картины, токенизированная как NFT, была продана за 170 тысяч долларов.

Игры

Широкую популярность NFT-технология получает в игровой индустрии, и на это есть свои, специфические причины. До недавнего времени заработок на играх был достоянием разработчиков, издателей, стримеров и киберспортсменов. Обычный игрок в традиционных моделях монетизации игр должен платить за игру, а не зарабатывает на ней.

Ситуация изменилась, когда на сцену пришла схема монетизации Free2Play, Pay2Win: хотя сама игра бесплатная, без серьезных вложений времени или денег игрок не сможет накопить необходимых внутриигровых активов (снаряжения, карт и т.п.), чтобы побеждать. Зато условно-бесплатная модель создает постоянно активный приток игроков, что гарантирует их наличие на серверах, а значит, желание играть, а значит, и желание побеждать и как-то выделяться из общей массы, — а значит, это гарантия, что игроки будут покупать внутриигровые активы за реальные деньги.

Большую часть своей истории игровая индустрия существовала в централизованном виде. Де-факто все ваши внутриигровые активы, все ваши виртуальные коллекции, привязанные к учетной записи, находятся в собственности игровых компаний. Т.е. компания в любой момент может заблокировать вашу учетную запись, а вместе с ней заработанные годами игры внутриигровые активы.

Конечно, торговля «прокачанными» аккаунтами имела место, но игровые компании часто наказывали игроков за подобное поведение. Возникла потребность для торговли внутриигровыми активами, но без посредничества игровых компаний. Так возникла отрасль GameFi (Gaming + Finance) которая во многом и полагается на NFT-технологию.

Если закреплять собственность игроков на те или иные активы с помощью NFT в децентрализованной инфраструктуре, то это позволит игрокам свободно торговать игровым снаряжением, коллекционными карточками и т.п. на крипторынке. Это сделало возможным схему монетизации Play2Earn, где игроки играют, чтобы зарабатывать виртуальные активы, которые потом можно продать, а игровые компании могут зарабатывать на комиссиях. Например, в качестве образца успешного применения данной модели можно привести блокчейн-игру Axie Infinity, капитализация которой еще в октябре 2021 года достигла $9,1 млрд. В этой игре игроки могут устраивать бои между фантастическими монстрами, а также торговать ими, и каждый такой монстр уникален и внешне, и по своим параметрам; в цифровом же виде он существует как NFT. Это также открывает для игроков экзотические способы заработка вроде аренды внутриигровых активов. Лучше играть и зарабатывать на этом, чем просто тратить время впустую.

Виртуальная недвижимость и метавселенные

Метавселенные (их еще называют метаверсы) — направление развития цифрового мира. До недавнего времени онлайн-игры и социальные сети существовали отдельно друг от друга, ориентируясь на совершенно разные целевые аудитории, которые мало пересекались друг с другом. Исключения, конечно, были: самым ярким из них можно было назвать Second Life, которая была запущена в 2003 году и популярна по сей день.

Сейчас же метавселенные становятся мейнстримом, особенно когда Facebook решилась на ребрендинг в Meta. Метаверсы по своей сути — это нечто среднее между социальными сетями и чатами с трехмерной средой. Как и в любой социальной среде, у пользователей здесь есть потребность выделяться среди общей массы — по этой причине люди покупают стикеры ВКонтакте, например. Но так как здесь речь идет о трехмерной виртуальной среде, то выделяться в ней можно, владея виртуальной недвижимостью. А если публики достаточно много, тогда уже место становится привлекательным для различных компаний, которые стремятся рекламировать себя в виртуальном пространстве. В вышеупомянутой Second Life множество компаний имеют свои представительства. Механизмы ценообразования виртуальной недвижимости во многом сходны с таковыми у недвижимости реальной: дом в центре виртуального города будет стоить дороже, чем на его окраинах.

Однако почему же Цукерберг так спешит занять эту нишу? Дело в том, что децентрализация добралась и туда — на примере таких платформ, как Decentraland. Для того чтобы торговать виртуальной недвижимостью децентрализованно, технология NFT приходится очень кстати, позволяя закрепить собственность на виртуальную недвижимость без посредников. 

Будущее технологии NFT

Технология невзаимозаменяемых токенов не стоит на месте и постепенно старается охватить новые отрасли. Как и в случае с реальными объектами искусства, любой реальный актив точно так же можно токенизировать, хотя это может вызвать юридические сложности и потребовать более строгих процедур верификации (так называемых Know Your Client или KYC). Токенизация реальных активов открывает много новых возможностей, которые могут быть реализованы с помощью смарт-контрактов: процент за каждую перепродажу токенизированного имущества, разный уровень прав на тот или иной объект и т.п. Это может банально упростить аренду, в конце концов. Попытки продажи недвижимости в качестве NFT уже ведутся. Точно так же можно токенизировать транспорт. NFT реально использовать и как финансовый актив, дающий право на процент прибыли, скидки и т.п. Для дальнейшего развития технологии NFT сейчас нужно преодолеть два главных препятствия — высокий порог вхождения и неопределенное правовое поле, — однако это вполне решаемые проблемы.



Поделиться

Материалы по теме

Материалы по теме