Будь собой: почему «искренняя» соцсеть BeReal стала такой популярной

16.09.2022
Поделиться:
Будь собой: почему «искренняя» соцсеть BeReal стала такой популярной

BeReal — французская социальная медиаплатформа, резко набравшая популярность за последнее время — сегодня у приложения более 10 миллионов активных пользователей в день. В BeReal нужно ежедневно публиковать случайные моменты собственной жизни: все пользователи получают уведомление в разное время и загружают фотографии в следующие две минуты. По словам создателей, BeReal дает людям возможность быть самими собой, а пользователи воспринимают приложение как «анти-Instagram». Чем объясняется мода на это приложение? И надолго ли она? Рассказывают психотерапевт Мария Стромнова и философ Анастасия Бабаш.

Чем отличается приложение

BeReal запустили в 2020 году бывшие сотрудники GoPro Алексис Барреят и Кевин Перро. Но резкий рост платформы случился в 2022, и сейчас её популярность беспрерывно растет: к апрелю BeReal загрузили более 6,8 миллионов раз, к июлю — 20 миллионов, а к сентябрю — уже более 28 миллионов. Летом приложение даже заняло первое место в списке бесплатных приложений в App Store и оставалось там почти два месяца. 

У приложения есть несколько особенностей, которые отличают его от других социальных сетей. В том числе от самой популярной социальной сети, где делятся фотографиями — Instagram. Прежде всего, ваши фотографии видят только ваши друзья, а вы, в свою очередь — только фотографии ваших друзей. То есть, для просмотра нужно взаимно дать доступ друг к другу. В приложении нет возможности «раскрутить»  аккаунт и похвастаться количеством подписчиком. Получается, BeReal просто даёт возможность быть на связи с близкими людьми и делиться с ними происходящим с тобой.

В приложении также нет кнопки «мне нравится» : ваши друзья могут комментировать ваши публикации и реагировать на них, но не лайкать. И даже реагировать надо не совсем обычным способом: не просто выбрать смайлик, а сфотографировать себя, выражающим какую-то эмоцию (например, грусть или радость). Таким образом, в BeReal нет подсчета лайков и возможности сравнить, у кого сколько их было, нет погони за признанием и популярностью — и, как следствие, фрустрации от того, что их нет. К тому же пользователи могут чувствовать себя в безопасном пространстве: им не надо опасаться критики и негативных комментариев от незнакомых пользователей. 

В BeReal также отсутствуют фильтры и функции редактирования фото. Разработчики считают, что благодаря этому пользователи не будут создавать искусственные образы с помощью постановочных или сильно отредактированных снимков. А значит, у их подписчиков не будет ложного впечатления о чужой якобы идеальной жизни.

Тамара Шульгина, основательница digital-агентства «COVEN» считает, что секрет растущей популярности приложения именно в том, что в нем не нужно притворяться. «Тот же Instagram, согласно исследованиям в том числе самой Meta, плохо влияет на психологию подростков, заставляя последних чувствовать себя неуверенными», — говорит Шульгина. По ее мнению, причина негативного влияния Instagram на пользователей — это во многом именно невероятная популярность масок и фильтров. С их помощью каждый стремится создать красивую, но на самом деле максимально нереалистичную картинку. Мы часто не осознаем это и начинаем чувствовать себя хуже других, сравнивая свою настоящую жизнь с чьей-то “нарисованной”. Другая причина негативного влияния Instagram, считает Шульгина  — это контент блогеров. Они тратят много часов на создание красивоых материалов о своей якобы роскошной жизни и этим тоже вызывают у своих подписчиков ощущение, что они хуже (ведь у них такого нет). 

BeReal предлагает другой подход: он поддерживает тренд на естественность, на отмену синдрома «отложенной жизни» — ощущения, что ты не живешь настоящей жизнью, а лишь готовишься к ней, пока все лучшее происходит с теми, чьи снимки ты видишь в своей ленте Instagram. 

В чем идея — и сработает ли она

В прошлые десятилетия интернет был малой частью нашей жизни, и каждый выход в онлайн был событием. Но сейчас все наоборот: мы онлайн круглосуточно, и там параллельно с реальной разворачивается еще одна жизнь. Такие приложения, как BeReal, будто дают возможность объединить две эти жизни, уверена докторантка философии Анастасия Бабаш, авторка Telegram-канала «Настя про философию».

Получается, мы все больше и больше уходим в онлайн, и наша идентичность все сильнее связана с тем, как мы представлены в сети. Часто кажется, что это и есть наша настоящая жизнь, а профили в соцсетях — наша истинная идентичность. Но это лишь иллюзия: соцсети устроены так, что в них мы не можем полностью «загрузить» всех себя. Там всегда будет фрагментарность, и из-за нее можно по-разному интерпретировать человека и происходящее в его жизни. 

Фото: Yasin Aribuga/UnsplashПри этом в соцсетях каждый стремится показать себя с лучшей стороны. Главная причина — стремление понравиться другим, получить одобрение социума. Наша жизнь разная, порой даже скучная и однообразная. Но людям нравится видеть что-то яркое и интересное — и мы выкладываем исключительно такое. К тому же получить одобрение через социальные сети намного проще, чем в обычной жизни: достаточно лайка и/или короткого комментария. Еще легче получить большое количество таких реакций — собрать сотни людей онлайн намного проще, чем офлайн.

«Несмотря на то, что современный мир все больше дигитализируется, а наши онлайн и оффлайн жизни перемешиваются, онлайн — все еще неполное, а часто еще и искривленное зеркало реального мира, — говорит Анастасия Бабаш. — Оффлайн жизнь — разная, в ней происходит много всего и хорошего, но и плохого, а в социальных сетях люди все еще стараются показать себя с исключительно с лучшей стороны».

Фильтрация контента в соцсетях помогает людям избежать критики и создает иллюзию — если их много лайкают, значит — любят, объясняет Анастасия. Хотеть этого — естественно. И мы невольно выстраиваем свою идентичность так, как соцсети заставляют нас это делать — выкладываем то, что может получить больше лайков.

В таких обстоятельствах у людей неминуемо возникает запрос на искренность. И среди приложений появляется BeReal, в котором нет лайков. Но не факт, что механическое ограничение кардинально изменит ситуацию. Да, нарисовать красивую «инстаграмную» картинку в BeReal сложнее, но и передать полностью свою жизнь и себя тоже невозможно из-за фрагментарности контента. В реальности отсутствие лайков не отменит желания людей нравиться другим и показывать себя с лучшей стороны. А значит, они, скорее всего, продолжат строить свою идентичность вокруг социально одобряемых действий. 

«Изначально Instagram тоже был про искренность — мгновенные (в самом названии — instant) фотографии, стремление поделиться моментами своей жизни. Но потом все научились показывать в этой соцсети только лучшее, — говорит психотерапевт Мария Стромнова. — Уловив правила игры в новом приложении, можно даже без фильтров и масок научиться делать такие же фото, как в Instagram — находить удачные ракурсы, красивый свет, изображать позитивные эмоции. И никакой искренности уже не будет.

Спонтанность и теплота

Социальные сети толкают к тому, чтобы показывать “успешный успех”. Новое приложение — это попытка «перепрыгнуть» через требование социума и добраться до своих реальных потребностей. Например, в любви, тепле и искренности — такие потребности есть у 100% людей.  

«Потребность в тепле и любви как исходящем чувстве — это такая же потребность, как дышать или спать. Те, кто не реализуют её, просто чахнут, — считает психотерапевт Мария Стромнова. — Пресыщенность Instagram и его наигранностью в том числе могла способствовать ощущению острой нехватки чего-то настоящего, излучающего тепло и заботу. А новые приложения вроде BeReal — это одна из возможностей быть искренним и «теплым».

Кроме того, одна из важных идей BeReal — спонтанность. И это тоже может быть удачной терапией, востребованной обществом, объясняет Мария Стромнова. Мы очень критичны к себе на фото, боимся услышать себя на аудио- или видеозаписи. А такое упражнение, как спонтанно фотографировать себя каждый день и выкладывать эти снимки, помогает принять себя и не бояться предъявить в любой момент. Таким образом мы учимся не думать каждый момент, как сейчас выглядим и просто быть собой.

Фото: Yasin Aribuga/UnsplashТеоретически приложение может помочь нам найти настоящих себя, понять свои ценности и желания, цели. Но это длительный и сложный процесс, который занимает всю жизнь. А значит, у человека, который сам себя не знает, искренность в BeReal может быть поддельной. Но с другой стороны, говорит Стромнова, такое приложение может помочь раскрыть лучшее в себе. Живые и искренние снимки способны вдохновить, вызвать эмпатию, тогда как череда неестественно красивых и тщательно отредактированных картинок деморализует человека, вызывая зависть и фрустрацию.

Большая часть пользователей BeReal сейчас — это молодые люди, «зумеры». Но вполне возможно, что скоро приложение будет популярно не только у молодежи, но и у людей среднего возраста, и пойдет последним на пользу. Людям после 20 лет менее характерна искренность — с возрастом мы принимаем социальные нормы, усваиваем, как принято себя вести и общаться в бизнесе, с другими людьми. Но на самом деле, считает Стромнова, люди старшего поколения так же нуждаются в искренности. А порой даже больше.

«К среднему возрасту, когда решены материальные вопросы, построена семья, и люди реализованы, они массово приходят к психологам с запросами о том, что им не хватает тепла, что они ищут смыслы, — говорит Мария Стромнова. — Таким образом, после 40 часто встает вопрос — кто я, зачем я? Те, кто находят ответы, живут более счастливо. Возможно, мода на искренность поможет этим людям пройти все кризисы и найти для себя новые источники радости и тепла».

Фото: Yasin Aribuga/Unsplash (6)

Поделиться

Материалы по теме

Материалы по теме