5 советов, как улучшить цифровое благополучие

02.08.2022
Поделиться:
5 советов, как улучшить цифровое благополучие

Когда в последний раз вы «отключались» и не использовали гаджеты в течение дня или хотя бы часа?

Если вы постоянно в сети —  вы не одиноки. В среднем, человек печатает, переходит по ссылкам и пролистывает что-то на телефоне более 2600 раз в день. Неважно, что вы делаете — если вы тратите на это так много ресурса, наверное, вы хотели бы чувствовать, что оно того стоит. Но обычно мы воспринимаем часы, проведенные с цифровым устройством, как напрасно потраченное время. «Как читать медиа» вместе с немецким проектом Tactical Tech разбираются, что можно с этим сделать.

Начнём с того, что непреодолимая тяга к использованию технологий — это не ваша вина. Верьте или нет, но ваши любимые приложения и веб-сайты разработаны таким образом, чтобы каждая функция, цвет и звук были «оптимизированы» для того, чтобы держать вас в поле видимости, побуждая покупать товары и услуги и вновь возвращаться к использованию сервиса.

Приложения и веб-сайты сконструированы таким образом, чтобы вести вас туда, куда по мнению разработчиков вам необходимо попасть. Для этого используются, например, утвердительные формулировки, а тексты написаны таким образом, чтобы звучать как мжоно более убедительно.

Хотите найти более правильный баланс между вашей жизнью и временем в онлайне? Мы подготовили для вас пять советов, которые в этом помогут.

Будьте «здесь и сейчас»

Этот совет кажется простым, но применять его на практике сложнее, чем хотелось бы. Чтобы оставаться в настоящем моменте, нужны ежедневные тренировки. Представьте, что в вашем мозгу есть мышца, которую вы должны регулярно использовать, чтобы наращивать свои силы. 

Начните с наблюдения за своими отношения с цифровыми устройствами.

Сколько времени вы проводите в телефоне?

Если ответ на этот вопрос вас не устраивает, возьмите ситуацию в свои руки.

Для начала измените настройки и разрешения приложений в вашем устройстве, чтобы они работали на вас. Некоторые приложения, такие даже позволяют устанавливать временной лимит использования и напоминают, когда вы его достигли. Если вы замечаете, что телефон звонит, вибрирует или мигает в неподходящее время, мешая вам во время бесед в обычной жизни, вы можете временно отключить оповещения, положить его экраном вниз или даже убрать в карман или сумку, чтобы он не попадался на глаза.

Существуют специальные приложения, которые помогут вам измерить, как часто вы пользуйтесь телефоном. Android и iPhone предлагают оценить ваши привычки, воспользовавшись Цифровым благополучием Google и последними обновлениями iOS. Эти сервисы при необходимости сообщат вам, как часто вы проверяете свой телефон, и представят настройки, которые можно изменить. Подробнее о том, как оставаться в моменте даже с телефоном в руке, вы можете прочитать здесь.

Обратите внимания на хитрости дизайна

Приёмы в дизайне, которые намеренно вводят пользователя в заблуждение, называют «тёмными паттернами». Приложения и сайты нередко используют особенности человеческой психологии, чтобы спровоцировать вас подписаться на что-то, купить что-либо или сообщить больше личной информации, чем вы предполагали изначально.

Фото: Лиза Жакова

Широко используемые паттерны включают в себя использование определённых цветов, размещение кнопок определённым образом, а также неясные тексты или неполную информацию. Иногда эти уловки очевидны, но порой обнаружить их труднее. Вы могли столкнуться с ними при оформлении подписки на сервис или в процессе онлайн-покупки.

Причина, по которой эти уловки повсеместно используются в дизайне, простая. Они работают: заставляют нас нажимать, подписываться, покупать больше и снова возвращаться на сайт. Чем больше вы знаете о ловушках и манипуляциях, заложенных в дизайн сайтов и приложений, которыми вы пользуетесь, тем осмотрительнее вы будете действовать.

Есть ряд приёмов, которые помогут перехитрить приложения

Распознайте ситуации, в которых вами манипулируют: Первое, что вы можете сделать, это просто помнить об использовании таких методов. Почитайте о различных типах манипуляций здесь и следите за новостями по теме в Twitter или по хэштегу.

Делайте скриншоты и делитесь ими: Каждый раз, когда вы замечаете использование «тёмного» дизайна, делитесь информацией со своими друзьями (при этом не забывайте о безопасности – избегайте утечки персональных данных в открытый доступ!). Вы также можете напрямую обратиться в компании с предложением изменить вредную практику.

Сохраняйте спокойствие! Если на странице, где осуществляется покупка, есть часы обратного отсчёта, спросите себя: «Это действительно срочно?». Если вы поймёте, что нажимаете кнопку, когда в действительности этого не хотите, подумайте о формулировках или цветах, используемых сервисом. 

Если вы чувствуете себя в замешательстве, не стоит сразу винить себя — возможно, формулировки, используемые веб-сайтом или приложением, вводят вас в заблуждение. Подробнее о «тёмных паттернах можно почитать здесь (англ.) или здесь.

Обращайте внимание на то, как работают медиа

Новостные медиа также пытаются ввести вас в заблуждение, чтобы увеличить количество кликов и просмотров. Видя любую ссылку, заголовок и подводку задайтесь несколькими ключевыми вопросами. Особенно это важно с теми новостями, которые кажутся вам удивительными, возмутительными или слишком хорошими.

  • С какого сайта эта новость?
  • Кто написал её (и когда)?
  • О чём сообщается в самой статье помимо заголовка?
  • На какие источники ссылаются авторы?
Если вы считаете материал примером дезинформации и хотите остановить ее распространение, пожалуйтесь на публикацию. Подумайте и о том, стоит ли оставаться подписанным на аккаунт, что опубликовал непроверенное сообщение.

Защищайте свою точку зрения

Если вы недовольны навязчивым или вводящим в заблуждение дизайном или дезинформацией на посещаемых вами сайтах, вы можете сообщить об этом разработчикам. Дайте им понять, что несогласны с такой практикой. Когда наиболее ценный актив компании — её пользователи — публично оказывают на неё давление, есть шанс, что они будут услышаны.

Если вам кажется, что ваш отзыв не был услышан, есть по-настоящему действенный метод — уйти на другой сайт или приложение. Если вдобавок вы расскажете знакомым о причинах вашего недовольства, перейдёте на альтернативный ресурс и вашему примеру последует достаточное число пользователей, компания это обязательно заметит.

Фото: Лиза Жакова

Делитесь информацией с другими

Передавайте любые ваши выводы об использовании сайтов и приложений дальше. Расскажите своим друзьям, семье и коллегам о своих наблюдениях и не стесняйтесь предложить им присоединиться к цифровому детоксу.

Каждый старается изменить свои привычки в меру своих возможностей. Важно, чтобы вы нашли способ, который подходит именно вам и соответствует вашему образу жизни. Экспериментируйте, пока не почувствуете, что нашли вариант, который вам подходит. Не забывайте со временем корректировать свои привычки. Единственно верного решения, которое подходит всем, не существует.

Сообщайте окружающим о том, как вы используете цифровые устройства

Например, что вы недоступны в мессенджерах после 8 вечера, поскольку решили проводить это время без гаджетов. Расскажите об этом семье и друзьям, чтобы они звонили вам, если случится что-то важное.

Будьте открыты к экспериментам, задавайте вопросы — и вы найдёте баланс в том, что касается вашей жизни онлайн.

Фото: Лиза Жакова
Поделиться

Материалы по теме

Материалы по теме