Стоит ли тревожиться, если дети все время проводят в сети

12.07.2022
Поделиться:
Стоит ли тревожиться, если дети все время проводят в сети

В феврале проект «Как читать медиа» вместе с Образовательным центром ММОМА провели паблик-ток о мифах и стереотипах, связанных с детьми и гаджетами. В дискуссии участвовали профессор Департамента психологии НИУ ВШЭ Мария Фаликман, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования ВШЭ Александра Бочавер, семейный психотерапевт Мария Триерс и главный редактор интернет-издания об образовании и воспитании детей «Мел» Надежда Папудогло. Модератором выступила эксперт «Как читать медиа» Ксения Лученко. Приводим основные тезисы беседы.




Ребенок в сети

Главное, что важно понять — современные дети живут в сети изначально, для них интернет —  это естественная среда обитания. Сейчас мы все постоянно находимся онлайн — и дети, и взрослые. Но родителям, для которых в молодости «выход в интернет» был отдельным занятием, сложно это принять. 

На протяжении тысяч лет старшие поколения учили младших тому, что знали сами. С телефоном, планшетом или компьютером бывает совсем наоборот — ребенок лучше понимает новые устройства, чем его старшие родственники. Взрослым приходится не учить пользоваться чем-то, а учить не пользоваться. Конечно, для состоявшегося человека это сложная и парадоксальная ситуация, говорит профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Мария Фаликман. Поэтому прежде, чем разбираться с детьми, важно донести до родителей, что интернет — это инструмент развития, нормальное явление современной жизни. Поэтому надо научить ребенка пользоваться преимуществами цифрового мира, а не запрещать ему знакомиться с ним, говоритпсихотерапевт Мария Триерс.

На самом деле родители тревожатся не от того, что их дети в принципе сидят в интернете, а потому что не понимают, что они там делают, считает научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Александра Бочавер. Да, у нынешних взрослых не было аналогичного опыта в детстве, но паниковать из-за того, что дети постоянно пользуются гаджетом, точно не нужно. Гораздо важнее установить как можно более доверительный контакт с ребенком, а наказания и запреты этому только вредят. «Дети, которые лишены доступа к соцсетям, мессенджерам, сайтам, не соприкасаются с опытом друзей и сверстников. Ребенок, которому запрещают то, что он очень сильно хочет, учится либо не доверять своим желаниям и подавлять их, либо обманывать родителей», — считает Бочавер.

Важно разобраться, что именно привлекает детей в сети, чем они там занимаются. Аккуратно поинтересуйтесь, что в ленте у вашего ребенка, какие соцсети он читает. Александра Бочавер советует обсудить увиденное в сети вместе ребенком. Поговорите о том, почему его это заинтересовало, что он об этом думает, как понимает замысел автора. Такое обсуждение поможет развить у ребенка критическое мышление. 

Если ребенок сам пришел чем-то поделиться, ни в коем случае не отмахивайтесь от этого. Выслушайте и выскажите свое мнение — и это станет началом доверительного диалога, считает Мария Фаликман, профессор Департамента психологии НИУ ВШЭ.

002.jpeg

Проблема не в том, что родители не могут выставить границы использования гаджетов для детей, говорит главный редактор издания «Мел»‘Надежда Папудогло, — а в том, что сами взрослые, эти границы установить не можем. «[Дети] тоже не понимают, чем мы там занимаемся. Просто видят, что мы торчим в этих телефонах и в лучшем случае говорим «Я работаю», — рассуждает главный редактор «Мела». По ее мнению, неудивительно, что подростки не хотят оставаться без телефона, пока  родители смотрят в экран с утра до вечера — «правила хорошо работают, когда они работают на некое сообщество, а не на одного члена семьи».


Что можно считать зависимостью?

О том, что дети зависимы от гаджетов, говорят чаще, чем стоит, считает психотерапевт Мария Триерс. При настоящей зависимости страдают физиологические функции — сон, память, мышление. «Я еще ни разу не видела, чтобы у подростка, которого мне привели на прием или на сессию, действительно была зависимость», — говорит Триерс.

Психолог Александра Бочавер соглашается — не стоит переживать, если дети много времени проводят в социальных сетях и компьютерных играх. Серьёзно забеспокоиться имеет смысл, если ребенок сбегает из реального мира в виртуальный, потому что там ему комфортнее, интереснее и безопаснее. Это может говорить о социальном неблагополучии, отмечает Бочавер.

Зависимость от компьютерных игр внесена в международную классификацию болезней как форма игровой зависимости. Однако четкую грань между обычным увлечением и опасным поведением провести не так просто. Любые попытки буквально посчитать часы в интернете оказываются слишком условными, считает Александра Бочавер. По словам психолога Марии Фаликман, зависимостью можно считать такое погружение ребенка в виртуальный мир, которое мешает ему адаптироваться к реальной жизни и общаться со сверстникам. «При реальной интернет-зависимости страдают все сферы жизни ребенка: мотивационная, эмоциональная, познавательная», — говорит Мария Фаликман.

По мнению главного редактора «Мела» Надежды Папудогло, ограничивать использование гаджета по часам бессмысленно и даже опасно. Одни и те же пять часов можно потратить на дружеский чат, полный веселья и социализации — и на монотонное повторение игры, которую ребенок запускает каждый день на протяжении нескольких месяцев. Гораздо важнее понять, что происходит с ребенком дома и в школе, а не бояться, что он стал агрессивнее из-за того, что играет в жестокие «стрелялки». «Гаджеты — это самое удобное, на что можно списать проблемы наших детей», — уверена Надежда Папудогло.


Как помочь ребенку?

Среди реальных опасностей, которые приносит детям интернет — кибербуллинг и онлайн-домогательства. По словам Александры Бочавер, наиболее уязвимы оказываются дети и подростки, которые нуждаются в поддержке и подкреплении собственной привлекательности. К сожалению, обращает внимание Надежда Папудогло, школа очень редко может оградить ребенка от кибербуллинга и от других цифровых угроз. Мария Фаликман подчеркивает, что в этом как раз необходима методичная работа со стороны родителей  — детям нужно объяснять, как правильно себя вести, чтобы не оказаться в небезопасной ситуации. В интернете работают те же принципы, что и с другими формами буллинга, добавляет Мария Триерс. Ребенок должен знать, что он не остался один на один со своей проблемой, что у него всегда есть, к кому обратиться за помощью и поддержкой, 

005.jpeg

В конце концов, цифровой мир не только приносит опасности, но и дает ребенку множество возможностей для развития и обучения. Лучше всего, если родители смогут стать для своих детей проводниками, наставниками и главными помощниками в открытии этого мира. Важно не занимать покровительственную позицию по отношению к ребенку, но и не забывать о своей ответственности — например, внимательно относиться к тому, какой контент с детьми вы выкладываете в соцсети. 

Отдельно нужно уделить внимание развитию цифровой грамотности и критического мышления . По мнению экспертов, эти темы тоже должны подниматься в школе — но пока этого не происходит, вы можете поговорить о цифровой социализации со своим ребенком самостоятельно. «Я не знаю, кто разрабатывал программы по интернет-грамотности в школе, но сейчас выглядят они на самом деле очень печально, — говорит Надежда Папудогло. — Надо учить ребенка реагировать на нетипичные ситуации, причем учить на практических примерах. Вместо этого мы почему-то учим детей пользователей пользоваться Excel. Хотя, как показывает опыт родившихся до интернета, Excel все и так благополучно научились пользоваться».

Видеозапись паблик-тока вы можете посмотрть ниже




Фото: Clint Mckoy / Unsplash, Unsplash (4)

Поделиться

Материалы по теме

Материалы по теме