Дипфейки, цифровая безопасность в школах и ИТ против фейков: каким стал 2021 год для медиаграмотности в России и мире?

Новогодние праздники подошли к концу, и это значит, что пришло время посмотреть, каким был для медиа предыдущий год, и предположить, что может ждать нас в наступившем. Наша подборка —- о ключевых событиях для развития медиаграмотности и борьбы с фейками в 2021 году.
-
В конце года запустилась Медиашкола «Свободного университета». Это открытый, бесплатный и системный курс от независимых журналистов российских СМИ и исследователей современныхе коммуникацийи. Главная цель этого проекта —– защита и развитие качественной журналистики в России.
-
В первой половине года в России активно обсуждались недостатки закона о фейковых новостях, ограничивающего распространение недостоверной информации. Проект изменений предусматривал юридическую ответственность для СМИ, ссылающихся на издания, в которых главный редактор не установлен и не может быть привлечен к ответственности. Однако, летом президент России наложил запрет на поправки и отправил его на доработку.
-
В начале 2021 года в TikTok набирали популярность клипы с Томом Крузом. Знаменитый актеёр танцевал, выполнял челленджи, шутил… Но оказалось, что это был не он! Британский специалист по визуальным эффектам Кристофер Уме взял запись с человеком, точно передающим мимику и голос известного актера, —– и с помощью нейросети создал маску актера. Эта дипфейк-технология оказалась настолько успешной, что Уме создал собственную студию визуальных эффектов. А в TikTok появляются все новые и новые «“клоны»” этой идеи —– например, аккаунт с дипфейк-клипами о Владимире Путине, Джо Байдене и других политиках.
-
В октябре крупнейшие российские ИТ-компании и СМИ договорились вместе бороться с фейками. Представители «“Яндекса»”, VK (Mail.ru Group), ТАСС, МИЦ «"Известия»" и других компаний подписали общий меморандум о борьбе с недостоверной информацией. Его участники собираются вместе разработать правила поиска, проверки и удаления фейков.
-
Весной в России начали говорить о появлении уроков цифровой грамотности в школах. В марте глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн сказал , что уже с осени 2022 года школьников могут начать учить «“учили фактчекингу, правилам безопасности в сети, цифровой гигиене»”. В конце мая мМинистр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев предложил выделить до 50% уроков ОБЖ для изучения цифровой безопасности.
-
В октябре губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов собрался судиться с сатирическим изданием ИА “«Панорама»” из-за публикации о том, что проезд в городе во время локдауна будет стоить 550 рублей. Российские чиновники и политики не в первый раз обижаются на интернет-проект, и у издания есть даже группа во «ВКонтакте» с комментариями от людей, обиженных на их тексты. Однако в этот раз Беглов обвинил «“Панораму»” в преднамеренном распространении слухов и паники среди горожан. С этим не согласен Виталий Манн, создатель сатирического издания: «“Как вы знаете, у нас под каждой новостью на сайте предупреждение с таким текстом: все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями»”.
-
Сам формат «“Панорамы»” тоже стал символом 2021 года. Во «ВКонтакте» растет популярность групп с пародиями на новости из разных вузов. Например, в поиске социальной сети можно найти «“ИА “Панорама РАНХиГС”» (4,5 тысячи подписчиков) или «“ИА “Панорама МГУ”» (8,9 тысяч подписчиков), в которых студенты в гротескной форме обсуждают новости своих учебных заведений. Вполне возможно, что такое использование фейка как юмора —- начало нового тренда, похожего на распространение анонимных групп «“Подслушано»” в начале 2010-х.
-
В конце года в Европе приняли закон о цифровых услугах (Digital Service Act, DSA). Регулирующие органы ЕС смогут узнавать принципы работы алгоритмов рекомендаций и таргетированной рекламы интернет-платформ и контролировать удаление «“фейковых новостей»” и «“оскорбительного контента»”. При этом платформы и хостинги будут обязаны незамедлительно отвечать на уведомления об удалении контента.
-
У россиян появилось право требовать удалить свои персональные данные из социальных сетей без объясненияй причины. С 1 марта вступили в силу изменения в закон «“О защите персональных данных»”. Каждый человек теперь может обратиться к операторам персональных данных, чтобы удалить, к примеру, данные о своем имени, возрасте, месте проживания или биометрию (сведения о биологических и физических особенностях человека). При этом доказывать, что при использовании персональных данных права гражданина были нарушены, больше не требуется.
В России и других странах происходят похожие события. Разрабатываются новые законы, защищающие безопасность людей в интернете, развиваются системы контроля за распространением фейков, а сами фейки постепенно становятся частью массовой культуры как феномен современного общества. И большая часть изменений, произошедших с медиаграмотностьюи в 2021 году, возможно, определит развитие медиа на протяжении всех 2020-х.
Фото: Max Muselmann / Unsplash
Материалы по теме


Материалы по теме




