Когда травят учителя: что делать с буллингом преподавателей

Школьники только учатся групповому взаимодействию. Если общество оказывается не в состоянии научить их конструктивным моделям коммуникации, они пользуются инстинктивными: сплотиться вокруг сильного, унизить слабого, изгнать чужака. Чем старше дети – тем большая часть их социальной жизни происходит в виртуальном пространстве: там вместе решают домашку, договариваются о свиданиях, там плетут интриги и распускают сплетни, там устраивают розыгрыши и соревнуются в крутизне.
Разумеется, детско-учительские конфликты тоже перекочевывают в интернет. И учителя, не ожидая того, внезапно подвергаются нашествию троллей на свои страницы в соцсетях или становятся героями вирусных роликов.
Проблема оказалась такой серьезной, что председатель Комитета Госдумы по образованию Ольга Казакова предложила Минпросу – нет, не бороться с буллингом в школах, а запретить школьникам снимать учителей на видео.
Самое большое исследование травли учителей со стороны учеников провела в 2018 году проектно-учебная лаборатория образовательной и молодежной журналистики ВШЭ совместно с газетой «Комсомольская правда». По ее данным, 70% российских учителей становились жертвами травли со стороны учеников, а 42% сталкивались с буллингом в соцсетях.
Вместе с тем, по данным другого опроса, 60% российских учителей не видят проблемы травли в своих школах — не считают, что она вообще существует. Возможно, это говорит о том, что проблема есть, но учителям трудно ее распознать, трудно признать — и уж тем более они не умеют ее решать. Хуже того, родители все чаще говорят о том, что учителя сами или провоцируют травлю ученика классом, или сами выбирают жертву и начинают ее травить – это их способ управлять классом, устанавливать в нем дисциплину, показывать, «кто тут вожак стаи». У врачей даже существует понятие «дидактогенная депрессия» — детская депрессия, вызванная действиями учителя – физическим и психическим насилием, запугиванием, унижением детей.
Если о травле, происходящей между детьми, написаны уже тысячи исследований, то травля учителя учениками привлекает меньше внимания. Хотя существуют исследования, посвященные этой проблеме (например, финское исследование 2012 года, проведенное Teemu Kauppi и Maili Pörhölä).
Почему травят учителей?
В чем причина травли учителя со стороны учеников? Принято говорить о падении престижа учительской профессии, пренебрежении к нищему учителю со стороны учеников и их родителей, о принципах «ребенок всегда прав» и «учитель всегда виноват», свойственных многим семьям. Вместе с тем, проблема эта не чисто российская, а международная. В исследовании индийского педагога Anuradha Muraliучителя называют причинами травли в основном личные характеристики: внешность, религию, принадлежность к меньшинствам, способ вести уроки, говорить, устанавливать дисциплину. Ученые, однако, обращают внимание на то, что ученики, которые травят учителя, склонны травить и своих соучеников, так что вряд ли дело только в особенностях учителя. Наконец, современная культура достаточно серьезно относится к обвинению жертвы в том, что она провоцирует насилие по отношению к себе; виктимблейминг считается дурным тоном, и на учителей это тоже распространяется.
Вместе с тем, швейцарский исследователь Andrew A.Terry отмечает, что чаще других подвергаются травле учителя с недостаточным опытом и подготовкой, которые не умеют устанавливать и поддерживать дисциплину в классе. Способствует травле учителя (как и детей) равнодушие администрации к этой проблеме.
Но в профессиональной подготовке и переподготовке учителя в России этим вопросам до сих пор уделяется недостаточно времени, на рынке педагогической литературы остро не хватает популярных пособий для учителя на эту тему. Пользуясь случаем, хочу порекомендовать прекрасное пособие психолога Светланы Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины»)
Довольно часто учитель становится жертвой детской провокации и реагирует на нее скорее эмоционально, чем профессионально; это запускает механизм конфликта, который – особенно если в школе нет ни грамотных механизмов конфликторазрешения, ни антибуллинговой политики, а администрация в целом не готова признавать проблему, — довольно быстро выливается в виртуальное пространство.
Что происходит
Общественность чаще всего видит записанную детьми на видео кульминацию конфликта – нервный срыв учителя, обычно облеченный в форму бессвязных выкриков, истерической нотации, нередко физического нападения на ребенка. Учителя и сами в таких ситуациях прибегают к недопустимым оскорблениям, матерной брани, рукоприкладству.
За кадром, однако, остается то, что предшествовало конфликту. Более того, нам не всегда известно, кто в этом конфликте играл какую роль – агрессора или жертвы, или агрессия была обоюдной (тем не менее, с учителя как со взрослого, педагога, профессионала — весь спрос, и это справедливо).
Данные зарубежных исследований свидетельствуют — когда учитель подвергается травле, ученики могут демонстрировать самые разные формы неповиновения и разрушительной деятельности. Дети отказываются работать, демонстративно ходят по классу на уроке и делают что-то, что учитель запрещает, ехидно комментируют его речь, спорят, швыряются вещами, оскорбляют учителя, применяют по отношению к нему насилие, портят его вещи (в моем детстве одноклассник регулярно мазал нелюбимой учительнице очки вьетнамским бальзамом, от которого у нее слезились глаза, или просто уносил ее очки на перемене из класса). Некоторые заходят настолько далеко, что протыкают учительской машине шины на парковке.
Когда конфликт переходит в онлайн-режим, дети могут взламывать страницы учителя в соцсетях, выносить что-то из-под замка или делать посты от его имени, создавать фейковые страницы от его имени, создавать фотожабы и мемы с его изображением и репликами, распространять недостоверную информацию, чтобы опорочить его.
Что делать: онлайн
Если обобщить советы, которые дают учителям профессионалы, работающие с детско-учительским буллингом, их можно поделить на относящиеся к поведению в классе и к поведению онлайн.
Советы, которые касаются поведения онлайн, типичны для любой жертвы кибербуллинга. На эту тему есть множество памяток — например, здесь. Если обобщить, то можно перечислить такие советы
· Всегда думать прежде, чем постить что-либо в интернете;
· Понимать, что такое цифровой след;
· Установить надежный пароль;
· Разобраться в настройках приватности;
· Снимать теги с ненужных фото и просить друзей их удалить;
· Знать, куда пожаловаться;
· Выяснить, что выдают поисковые системы по запросу на ваше имя;
· Пересмотреть политику включения во френды и список френдов;
· Пересмотреть общедоступные фото и альбомы;
· Выяснить, каким приложениям доступен ваш профиль;
· Отказаться от геотегов;
· Обращаться к администраторам соцсетей и сайтов, если кибербуллинг наносит урон профессиональной и личной репутации и нарушает правила сайтов/соцсетей
· Сохранять свидетельства кибербуллинга (скриншоты, смски, переписка в чатах и мессенджерах, мейлы) для дальнейшего общения с родителями/опекунами (органами опеки, правоохранительными органами)
Есть и специфически учительские советы (по материаламFaith Kitchen, ACII Director of Heritage, Education and Art & Private Client):
-
Утвердить порядок жалоб в школе, назначить конкретного человека, к кому родители могут обращаться, устранить учителя из общения с родителями
-
Попросить юриста написать родителям от имени школы – в том случае, если содержание их постов может расцениваться как оскорбление, клевета, ущерб деловой репутации
-
Документировать все этапы взаимодействия, как и с другими жалобами.
Что делать: оффлайн
Советы для оффлайна – это скорее обычные учительские лайфхаки «как справляться с трудным поведением ученика на уроке». Скажем, тут советуют не допускать нагнетания напряжения и пользоваться любыми возможностями, чтобы спустить пар: сохранять спокойствие, не реагировать на провокции, не грубить в ответ, не повышать голоса; предложить ученику спокойно обсудить ситуацию наедине, отнестись к ситуации с юмором — но избегать сарказма, иронии, открытой насмешки, издевательства; не вторгаться в личное пространство ученика – не нависать над ним, если он сидит, не трогать его вещи, не прикасаться к нему самому; избегать активного противостояния («а я сказала — ты это сделаешь!» — «а я сказал — не буду!», особенно перед лицом всего класса). Если поведение ученика угрожает безопасности других людей – постарайтесь изолировать его или выведите других в безопасное пространство.
Хорошо, если у школы вообще заранее будут прописаны алгоритмы для особо сложных случаев: как себя вести, кого звать на помощь, если на уроке происходит какая-то нестандартная ситуация.
Фото: Mohamadreza Azhdar, Lennon Cheng, Philbo, Dorinel Panaite/Unsplash
Материалы по теме



Материалы по теме





