Зачем современному человеку критическое мышление

11.09.2021
Поделиться:
Зачем современному человеку критическое мышление

Способность последовательно приходить к умозаключениям, отсекая влияние пропаганды и ошибок мышления, — это залог развития отдельного человека и всего общества. Но почему критическое мышление так сложно применять на практике? Об этом рассуждает Денис Греков, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС.

Шумы и помехи

Критическое мышление — это отдельная способность человека. Её можно сравнить со способностью танцевать: одни люди танцуют лучше, другие хуже. Когда мы говорим «критическое мышление», то имеем в виду способность использовать мышление для решения различных задач — применять разум как инструмент, целенаправленно и осмысленно. 

Человек чаще всего не отслеживает процесс мышления и выбор наилучшего способа мыслить, не фиксирует этапы, через которые он приходит к умозаключениям. Например, все мы знаем про когнитивные искажения — встроенные ошибки мышления, основанные на его природных недостатках и особенностях психики. Казалось бы, что проще? Раз мы о них знаем, то можем их избегать. Но люди хорошо видят свои ошибки в основном  при ретроспективном анализе. В процессе самого принятия решения это удается не всегда.

Если мы решим описать наш разум в терминах теории информации, то он может быть представлен как информационный канал, который имеет внутренние шумы и помехи. Мы одновременно можем и мыслить, и наблюдать за своим мышлением; воспринимать и наблюдать за своим восприятием. Мы одновременно и канал информации, и наблюдатель. 

«Наблюдатель» в нас как правило не замечает искажений и шумов в канале информации

Слабостями человеческого разума пользуются пропагандисты и рекламщики — поэтому нужно уметь им противостоять. Поэтому каждому человеку пригодится особая учебная дисциплина, которая тренировала бы его эффективно пользоваться своим умом.

Первые системные попытки создать такую дисциплину были предприняты в США в 1930-х годах прошлого века. Федеральная администрация президента Рузвельта искала способы противостояния могущественным корпорациям в борьбе за умы избирателей. Корпорации пытались манипулировать сознанием масс с помощью медиа и пиар-технологий, созданной Эдвардом Бернейсом, одним из первых в США специалистов по PR.

Федеральные же власти США через обучающие фильмы рассказывали избирателям, как отслеживать манипуляции в медиа. Позже в американских университетах начали появляться учебные курсы по критическому мышлению, которое включает в себя умение разоблачать фейки и в целом медиаграмотность.

Два способа научиться критическому мышлению

Иммануил Кант в своей «Критике чистого разума» рассуждает о двух типах суждений — аналитических и синтетических. Аналитические характерны тем, что их «субъект уже содержит в себе предикат» — то есть, выводы уже содержатся в самом суждении и представлении, их нужно только «распаковать». Синтетические же суждения опираются, с точки зрения Канта, на созерцание. К выводу о сумме 2+7 нельзя добраться логически — можно только путем созерцания установить, что получится в результате сложения.

Похожая ситуация и с критическим мышлением. Есть подход, который в целом можно назвать аналитическим. Яркий его пример — один из первых учебников по критическому мышлению на русском языке, изданный в 2001 году под авторством А. В. Тягло — «Критическое мышление на основе элементарной логики». В нем работа мышления описывается через логическую оптику: с какой точки зрения следует рассматривать тот или иной текст, какие вопросы и в каком порядке задавать, как выдвигать контраргументы. То есть, в книге предлагается некоторая последовательность логических операций, общая для осмысления любого материала.

Проблема такого подхода в том же, в чем проблема любых аналитических суждений — мышление нельзя заключить внутри одной формальной структуры. Какой бы логичной она ни была, она не может быть универсальной. Именно за такую ограниченность подхода само преподавание критического мышления подвергается критике

Несколько иной подход предлагает в своей книге «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение» современный британский мыслитель Том Чатфилд. Он пытается дополнить инструментарий формальной логики отсылками к неформальным логическим ошибкам и учит читателя применять логику на практике. Однако полностью отойти от формального подхода ему так и не удается. 

Главная проблема формально-логического и аналитического подходов состоит в том, что эти подходы создаёт само мышление — из-за этого внутри системы сложно избежать ошибок. Известный американский психоаналитик Майкл Бессечес полагает, что мы можем гибко и сознательно использовать процедуры мышления только не находясь внутри них, подбирая оптимальные программы мышления для каждой ситуации. 

Этот подход лучше всего соответствует пониманию сути критического мышления — умения гибко, но качественно и глубоко работать со своим мыслительным аппаратом, не следуя формальным схемам. Такую задачу, например, пытаемся решать мы с коллегами в своем курсе «Критическое мышление» на факультете Liberal Arts в РАНХиГС.

Зачем учиться критически мыслить

Хороший навык критического мышления повышает качество образования в целом. В Великобритании, согласно исследованию Cambridge Assessment, с 2001 по 2009 годы количество школ, преподающих критическое мышление, увеличилось со 130 до 1000. При этом зафиксировано существенное улучшение успеваемости студентов, прошедших курс такого обучения. Это подтверждается и исследованиями the Foundation for Critical Thinking. Проще говоря, преподавание критического мышления — это способ сделать образование интенсивнее, а также хороший инструмент отбора лучших студентов. 

Проблема обучения критическому мышлению уже давно обсуждается в разных профессиональных сообществах. Например, навыки критического мышления считаются важными для медицинских сестер – ведь от этой способности может зависеть человеческая жизнь. 

В конце концов, эффективное мышление занимает меньше времени

Когда мыслящий субъект понимает, что его мышление неэффективно и старается это исправить — его сознание упорядочивается, в его умозаключениях становится меньше ошибок. Такой человек лучше осознает проблемы: анализируя работу своего мышления, он отличает недостаток информации от недостатка собственных когнитивных возможностей. Люди более креативны, когда они умеют управлять своим мышлением и с помощью разных методов направлять его непривычными или нестандартными путями.

Обучение критическому мышлению — это вложение в развитие человека, а следовательно — в эффективность экономики и качество жизни. Многие крупные компании уже вкладывают значительные средства в развитие этой дисциплины, понимая, что это одна из технологий получения конкурентных преимуществ, сокращения издержек и повышения эффективности человеческого капитала.

С другой стороны, развитое критическое мышление необходимо для социальной стабильности и общественного благополучия. Люди, способные критически мыслить, меньше подвержены воздействию пропаганды и рекламы, они совершают меньше неразумных действий и трат. Они охотнее вкладывают ресурсы в собственное развитие и рост, не рассчитывая легко получить все и сразу. То есть, развитое критическое мышление создает гражданскую культуру, основанную на взвешенном и неконфликтном принятии решений, учете разных интересов и рациональном выборе. Эффективность мышления напрямую связана с развитием общества.



Поделиться

Материалы по теме

Материалы по теме