Attention, please: внимание как ценный, но недооцененный ресурс

Нам часто говорят, как важно осознавать свои личные ресурсы — то, что поддерживают нас и в обычной жизни, и в периоды кризиса, благодаря чему мы продолжаем двигаться вперед, несмотря на все трудности. В этом материале мы исследуем один из базовых ресурсов, о котором мы редко задумываемся — внимание. Попробуем разобраться в том, из чего оно складывается и что его истощает.
«Банальная невнимательность»
Ежегодно в России в ДТП погибает около 17 тысяч человек. Исследования показывают, что в 85% аварии случаются из-за невнимательности водителя в последние 2,5 секунды до столкновения. Он может отвлечься, потерять концентрацию или просто устать и не сориентироваться вовремя. Все эти причины связаны со свойствами внимания и с небезграничностью этого ресурса.
Внимание — это топливо, при помощи которого мы ориентируемся в мире и движемся к своим целям, но в отличие от машин нам не так просто восполнить его дефицит. В повседневных заботах мы часто недооцениваем степень истощения нашего внимания, что может приводить к ошибкам, неэффективной трате времени и чувству «выпадения из собственной жизни».
Недавно в одной из лекций проекта «Здоровая Москва» медицинский психолог Михаил Козлов отметил, что «произвольно мы можем управлять только фокусом внимания и скелетной мускулатурой». Он предлагает рассматривать их как два рычага, с помощью которых можно контролировать происходящее с нами. Про первый «рычаг» мы и поговорим.
Философ Томас Метцингер, исследующий природу сознания, пишет: «Способность направлять внимание на среду, собственные чувства и чувства других – эволюционно развившаяся особенность человеческого мозга. Внимание – это ограниченный, но абсолютно необходимый ресурс для хорошей жизни. Внимание необходимо нам, чтобы по-настоящему слышать других – и даже самих себя. Внимание нужно, чтобы по-настоящему наслаждаться приятными ощущениями и чтобы эффективно учиться. Оно нужно, чтобы по-настоящему присутствовать при сексе, чтобы любить и просто любоваться природой. Наш мозг за день способен выдавать лишь ограниченное количество этого ценного ресурса».
Какое бывает внимание и из каких «винтиков» оно состоит
Томас Метцингер указывает, что именно внимание помогает нам слышать других и себя, ведь его можно направлять как вовне, так и внутрь. Внимание, направленное на объекты внешнего мира, позволяет нам взаимодействовать с ним и ориентироваться в нем. Если же оно направлено на объекты нашего внутреннего мира, мы можем взаимодействовать с самими собой, ориентироваться в том, что с нами происходит.
Это очевидное свойство — двунаправленность внимания — можно использовать как рабочий инструмент для мониторинга собственного состояния, задавая себе вопросы такого рода: «Куда сейчас направлено мое внимание?», «Нет ли дисбаланса между направлением его вовне и вовнутрь?»
Отслеживая, куда направлено внимание, можно справиться с некоторыми переживаниями — например, побороть FOMO (боязнь пропустить что-то интересное в соцсетях) или сократить думскроллинг (навязчивую потребность читать плохие новости). Эти явления объединяет страх упустить что-то важное, будь то с положительным или отрицательным знаком, страх не получить чего-то и остаться в дефиците информации. Когда в этих случаях наше внимание приковано к чему-то вовне, можно спросить себя, не происходит ли это из-за того, что мы хотим найти во внешнем мире то, чего нам не хватает внутри? Не получается ли так, что мы за счет внешнего пытаемся восполнить какой-то внутренний дефицит? Можно подойти к этому с другой стороны: от чего внутри себя мы бежим? Что мы оставляем в тени, когда занимаем свое внимание просмотром лент, и из-за какого чувства мы не хотим туда смотреть?
Внимание можно классифицировать с точки зрения наличия усилия и цели: выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание не требует усилий и цели. Оно устанавливается независимо от наших сознательных намерений, и может быть обусловлено внешними причинами или же неосознаваемыми установками. Непроизвольное внимание тесно связано с нашими аффективными состояниями. Оно преобладает в первые годы жизни, а затем по мере того, как развивается способность ребенка направлять и удерживать внимание, дополняется произвольным вниманием.
В раннем детстве внимание обеспечивают генетически обусловленные механизмы, организующие действие рефлексов по принципу доминанты. Этот принцип подразумевает, что в мозге образуется основной очаг возбуждения и удовлетворению потребности, за которую он отвечает, отдается предпочтение. В каком-то смысле это схоже с эффектом снежного кома: как снег, сорвавшись, увлекает за собой все, что лежит ниже, и мощь его растет, так и доминанта поддерживает возбуждение при помощи подчинения себе прочих импульсов, направляя физические и психические силы в одном направлении.
Непроизвольное внимание связано с потребностью в безопасности. Оно запускается действием ориентировочного рефлекса — то есть рефлекса, возникающего в ответ на новый или неожиданно появившийся раздражитель. Таким образом, непроизвольное внимание помогает нам быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, реагировать на те объекты, от которых может зависеть наше существование.
Внешними причинами, активирующими непроизвольное внимание, может быть, например, удар грома или запах гари – что-то потенциально опасное, что нельзя игнорировать. Это работает и с более сложными системами. Когда наше внимание притягивают шокирующие заголовки в СМИ, вполне вероятно, дело не обходится без эволюционно сложившихся механизмов реакции на то, что вызывает тревогу.
Как отмечают исследователи, на негативную информацию мы реагируем быстрее, чем на позитивную. Феномен думскроллинга тоже можно рассматривать с этой точки зрения: мы видим что-то яркое и пугающее и нам надо убедиться, что оно для нас не представляет угрозы — а для этого надо с ним ознакомиться. Поскольку такого рода новости следуют одна за другой, в итоге нам сложно оторваться от них. С этим может быть связана зависимость от чтения таких материалов. Но нашим далеким предкам отслеживание «тревожных шорохов» из окружающей среды спасало жизнь. А когда мы с этой унаследованной настойчивостью стараемся не пропустить ни один тревожный звоночек извне, наше беспокойство лишь усиливается.
Произвольное внимание
Для произвольного внимания необходимы усилия и цель. Этот вид внимания появляется в ходе культурного развития ребенка, его взаимодействия со взрослыми. Когда нам приходится долго удерживать произвольное внимание, мы устаем, причем порой даже больше, чем от физических нагрузок. Физиологически произвольное внимание нам обеспечивает очаг возбуждения в коре головного мозга, который поддерживается за счет импульсов от второй сигнальной системы.
Призовем сейчас наше произвольное внимание на помощь и попробуем разобраться с тем, как это работает. Первая и вторая сигнальные системы представляют собой совокупность связей в мозге, только первая система запускается в ответ на раздражители, поступающие к органам чувств непосредственно через рецепторы, а во второй раздражителем является речевой сигнал, то есть слово. Доминанта, при помощи которой мы фиксируем внимание на объекте, сначала регулируется раздражителями, воздействующими на первую сигнальную систему, а затем поддерживается внутренними побуждениями на уровне второй сигнальной системы. Эти системы взаимодействуют друг с другом и укрепляют произвольное внимание, поскольку «первоначальные раздражители, отражаясь в речи, усиливают очаг оптимальной возбудимости и уточняют цель». Отсюда становится понятным значение речи взрослых при формировании у детей произвольного внимания: ведь этому типу внимания мы учимся. Поскольку оно тесно связано с словом, сначала мы учимся выбирать цели и сосредотачивать усилия благодаря подсказкам и инструкциям взрослых, а позже это становится нашей внутренней функцией.
Таким образом, можно заметить интересную особенность: непроизвольное внимание бывает связано с неосознаваемыми установками и аффективными состояниями, а произвольное внимание имеет под собой опору на вербальное, выраженное, названное.
Произвольное внимание активируется, например, при чтении текстов. У тех, кто читает сейчас эту статью, работает как раз оно. И здесь можно нащупать «слабое место» лонгридов: как правило, мы читаем их на досуге, но они нечасто бывают развлекательными. Следовательно, нам нужно прикладывать волевые усилия для поддержания произвольного внимания. Но на отдыхе у нас не всегда есть на это мотивация, так что порой мы «срываемся», читая длинный материал — особенно если автор и редактор не учли, как важно удержать читателя. Неслучайно в «легких жанрах» литературы особенное значение имеют законы композиции — они берегут ресурс произвольного внимания и предписывают авторам поддерживать интригу и включать в повествование детали, которые подогревают наш интерес, то есть задействуют непроизвольное внимание или переводящее произвольное внимание в послепроизвольное.
Послепроизвольное внимание
Послепроизвольный тип внимания к двум уже названным добавил российский психолог Н. Ф. Добрынин. Он рассматривает внимание как «направленность и сосредоточение психической деятельности на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость». А значимость – это связь объекта с нашими потребностями. Еще один вопрос, который можно задавать себе, когда мы задумываемся о том, что происходит с нашим вниманием и где оно бродит: «Какую свою потребность я сейчас пытаюсь реализовать, направляя внимание на тот или иной объект?».
Для послепроизвольного внимания нужна цель, но не нужны усилия. Обычно оно формируется на основе произвольного внимания, когда мы увлекаемся занятием и испытываем от него положительные эмоции. Фокусировка на объекте, как и в случае с уже разобранными типами, регулируется доминантой, отвечающей за возникший в ходе деятельности интерес. Это своего рода внимание по инерции, когда мы разогнались и некоторое время катимся на созданной скорости, получая от этого удовольствие. Эта особенность упрощает процесс усвоения знаний и уменьшает утомление.
Послепроизвольное внимание работает, когда мы смотрим какое-нибудь обучающее видео на ютубе, которое мы включили, допустим, чтобы узнать, как темперировать шоколад, но оно увлекло нас, а после мы стали смотреть и другие видео этого автора. Так что продумывая свой контент, неплохо прикинуть, какой тип внимания у аудитории он может активировать. Развлекательные каналы в том числе поэтому так популярны: они вызывают интерес, но не требуют усилий.
Свойства внимания
Завершая эту часть, оставим здесь шпаргалку со свойствами внимания, они нам пригодятся дальше. Их шесть: объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания.
Объем внимания – это количество объектов, которые могут быть восприняты за небольшой промежуток времени (норма 5–7).
Избирательность внимания – это способность выделять значимые объекты, а остальные использовать как фон.
Устойчивость внимания – это способность сосредотачиваться на объекте в течение определенного времени.
Концентрация внимания – это способность сосредотачиваться на объекте при наличии помех.
Распределение внимания – это способность направлять и удерживать внимание на нескольких объектах одновременно.
Переключение внимания – это способность смещать внимание с одного объекта на другой.
Каким образом эти свойства проявляют себя у конкретного человека, зависит от разных факторов, среди которых тип высшей нервной деятельности и психическое состояние. Например, чем мы тревожнее, тем труднее нам сконцентрироваться и удержать фокус.
Клиповое мышление vs мультизадачность
В обиходе под клиповым мышлением понимают способ обработки информации, при котором человек воспринимает ее фрагментарно и поверхностно, не может долго концентрироваться на предмете и часто перескакивает с одного на другое. Многие исследователи критически относятся к этому термину, подчеркивая, что он подразумевает возникновение какого-то нового типа мышления, а это не соответствует действительности и не имеет под собой научной базы.
Клиповая культура
Американский футуролог Элвин Тоффлер одним из первых описал, как меняются в эпоху информационного общества медиа и социум. Исследователь использовал термин «клиповая культура» и имел в виду процессы, происходящие в культурной среде. Таким образом, выражение «клиповое мышление», правильнее трактовать как определенную подстройку внимания под медиапространство, в котором мы сегодня существуем, но не какую-то глобальную перестройку мозга и появление у него новых функций.
Как же свойства внимания проявляют себя при адаптации к клиповой культуре? Можно предположить, что при таком приспособлении объем внимания, его переключение и распределение выходят на лидирующие позиции, тогда как избирательность, устойчивость и концентрация страдают. Эти качества находятся в отношениях «обратной пропорциональности»: пытаясь удержать в фокусе несколько объектов, распределить между ними внимание, мы вынуждены снизить концентрацию и устойчивость, чтобы защитить мозг от перегрузок.
Исследователи из Стэнфорда подтвердили: те, кто привык держать в поле зрения сразу несколько задач, хуже отфильтровывают лишнее (то есть хуже функционирует избирательность внимания). Как следствие, при таком подходе не всегда получается обработать информацию и воспринять ее критически, касается ли это новостей, рекламы или других жанров СМИ.
Наша производительность снижается, ведь внимание — ресурс ограниченный и терпеть переработки не желающий. Такая «месть» со стороны утомленного внимания наступает, когда мы ловим себя на том, что уже какое-то время, читая текст, автоматически скользим по строчкам глазами, не вникая в смысл. Исследователи называют это явление «блужданием мысли» и утверждают, что в этом состоянии мы находимся более половины времени бодрствования. Блуждание мысли отрицательно влияет на безопасность вождения и множество других видов деятельности, для которых важен постоянный контакт со «здесь и сейчас».
Мультитаскинг
Рука об руку с «клиповым мышлением» идет так называемый феномен медиамультитаскинга — одновременного использования нескольких источников информации. Только в отличие от «клипового мышления», которое обычно обсуждают в негативном ключе, мультитаскинг чаще превозносят, восхищаясь способностью «успевать везде». Неужели в XXI веке снова наступило время Цезарей?
Некоторые исследователи говорят о том, что такого явления, как мультитаскинг, вовсе не существует. Когда нам кажется, что мы сосредоточены на нескольких объектах одновременно, наш мозг на самом деле «симулирует» многозадачность и быстро переключается с одного на другое. Доктор медицины и нейропсихиатр Тео Компернолле в книге «Освободи мозг. Что делать, когда слишком много дел» пишет, что у нас существует три когнитивные системы: рефлексирующий (мыслящий) мозг, рефлекторный мозг и архивирующий мозг.
Мыслящий мозг — эволюционно самая молодая система, которая отвечает за способность говорить и мыслить абстрактно. Благодаря ему мы можем думать о прошлом, принимать решения в настоящем и строить планы на будущее. Мыслящий мозг может концентрироваться только на одной задаче в единицу времени.
Самый древний мозг — рефлекторный. Он работает с информацией, поступающей из окружающей среды «здесь и сейчас», а прошлого и будущего для него не существует, как и того, что не воспринимается органами чувств.
Третья система — архивирующий мозг — сортирует и сохраняет информацию. Она «борется» за ресурсы с мыслящим мозгом, поэтому время ее активности наступает тогда, когда он отдыхает, в основном это период сна.
При «многозадачности» рефлекторный мозг может выполнять простые и хорошо знакомые действия, тогда как мыслящий мозг концентрируется на главной, нерутинной задаче — но охватить уже две такие задачи одновременно он не в состоянии. Кроме того, архивирующий мозг не успевает сохранять информацию в долговременной памяти, а кратковременная память имеет ограниченную вместимость и при перегрузке данные из нее просто «вылетают». Помимо этих неприятностей, следует учитывать, что чем больше различаются контексты, между которыми мы переключаемся, тем значительнее будут потери информации.
Как подытоживает Тео Компернолле, «когда вы перестаете уважать потребности своего рационального мыслящего мозга, ваш примитивный рефлекторный мозг начинает брать над ним верх: он заставляет вас сосредоточивать внимание на том, что важно для него, и зачастую определяет ваши решения и действия». Эксплуатация ресурсов нашего мозга приводит к тому, что мы откатываемся к более примитивным потребностям, чтобы их восполнить, и теряем ведущую роль в своей собственной жизни, поскольку на сознательный выбор у нас уже не остается сил.
У нас создается ощущение, что мы делаем несколько дел одновременно, но в действительности мы не делаем толком ничего, требующего критического мышления. Это создает благоприятные условия для уже упомянутого и любящего подкрадываться незаметно блуждания мысли. В общем, поговорка про двух зайцев, за которыми погонишься, и ни одного не поймаешь, оказывается актуальной как никогда.
Многозадачность не только снижает производительность и качество работы, негативно сказывается на наших когнитивных процессах, но и может приводить к опасным для жизни ситуациям. Исследователи Мейер, Эванс и Рубинштейн выяснили, что для переключения внимания между задачами нужно пройти два этапа: первый называется «сдвиг цели» («Я хочу сделать это вместо того»), а второй — «активация роли» («Я перехожу от правил выполнения одной задачи к правилам другой»).
Само переключение занимает несколько десятых секунды, однако подвох в том, что, когда мы пытаемся существовать в таком режиме регулярно, это время увеличивается. Если же этот переход от одного к другому происходит в момент, когда мы, например, ведем машину, последствия могут быть катастрофическими. И наличие в автомобиле системы хэндс-фри не спасает ситуацию, а лишь добавляет иллюзий: вы освобождаете руки, но не внимание.
Альтернатива
Впрочем, в последнее время популярность набирает настоящий конкурент многозадачности — речь о гиперфокусе и практиках погружения в себя. В этих явлениях внимание проявляет себя противоположным образом. В следующем материале мы посмотрим, чем опасен такой «перекос» в другую сторону и почему он может привести к потери способности жить здесь и сейчас. Также мы обсудим феномен тоннельного мышления как экстремальный вариант гиперфокуса. Разберем, как при помощи психоаналитических понятий Я-либидо и объект-либидо можно, наблюдая за направлением собственного внимания, анализировать свое состояние и потребности. Наконец, расскажем о тревоге ученых по поводу того, что постоянная перегрузка, существующая в современной медиасреде, покушается на самые новые в эволюционном ходе и наиболее уязвимые наши функции — в числе которых способность к самоопределению.
Напоследок — парочка комплиментов герою статьи. Внимание – это богатство, данное нам природой и получающее огранку в обществе. Это восполняемый ресурс, но восстанавливается он не по принципу скатерти-самобранки из сказок, где достаточно произнести волшебные слова и перед героями в любой момент оказывается множество яств.
Внимание — наш внутренний ориентир, что направляет нас в дороге, идет ли речь об очередной поездке на работу или о жизненном пути в целом. Однако его коварство в том, что оно ускользает от нас незаметно, когда нам кажется, что мы бодры и весело мчим вперед. Чтобы не сбиться с пути, не уехать в кювет или не оказаться в тупике, стоит периодически проверять, какой у нас сейчас «заряд» внимания и наведено ли оно на цель или уже где-то бродит. И оставить второго зайца в покое.
Фото: Evie S, Akira Hojo, Elia Pellegrini, Wolfgang Hasselmann, Nano Neto, Marko Brecic
Фоторедактор: Светлана Софьина
Материалы по теме



Материалы по теме





