Эксперт-тренер проекта “The Earth Is Flat - Как читать медиа?”, доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущая Телеграм-канала «Уроки эмпатии» Екатерина Сивякова подготовила аналитическую справку о медиапотреблении в России на основе исследований Левада-центра и Фонда имени Фридриха Эберта в России.
Основным источником информации для большинства россиян по-прежнему остается телевидение, однако его аудитория постепенно снижается, говорится в аналитическом докладе “Российский медиаландшафт 2019: телевидение, интернет, пресса и социальные сети”, проведенном Левада-центром. За десять лет этот показатель упал с 94% до 72%. При этом доля потребления телевизионного контента зависит от возраста россиян: реже всего получают новости по телевизору самые молодые: это 42% среди россиян до 25 лет. А в группе самых пожилых (65 лет и старше) эта доля составляет 93%.
Пожилые россияне также активно используют для получения информации традиционные медиа –– радио и прессу. При этом аудитория этих медиа продолжает существенным образом сокращаться: за десять лет она уменьшилась более, чем в два раза, подчеркивается в докладе. В то же время в России растет потребление социальных сетей. Наиболее популярные среди них –– “ВКонтакте” (ими пользуются порядка 42% россиян), “Одноклассники” (33%), YouTube (30%) и Instagram (23%). Наибольший рост в России демонстрируют YouTube, Instagram и ВКонтакте. Именно социальные сети являются главным источником информации для молодежи.
Интернет и социальные сети в последние годы вышли на второе место среди списка источников информации, которыми пользуются россияне. За десять лет их аудитория выросла в три раза: с 9% до трети населения страны, говорится в докладе Левада-центра. При этом ключевыми каналами дистрибуции контента являются социальные сервисы и поисковики, среди которых выделяется лента национального поисковика “Яндекс” (их используют почти 40% россиян) и российского почтового сервиса Mail.ru (15%). Заметный рост внутри этой группы демонстрируют видеоблоги: около трети россиян уже смотрят их раз в неделю или чаще. Набирают популярность Telegram-каналы: их считают важным источником новостей примерно 1% россиян.
Рост интереса к цифровым технологиям среди российской молодежи отмечают и авторы исследования Фонда имени Фридриха Эберта в России “Поколение Путина: между лояльностью и протестом”, опубликованном в апреле 2020 года. Спрос на цифровые способы получения информации намного выше, чем на аналоговые, говорится в докладе. По данным фонда, 84% респондентов получают информацию из Интернета, 50% — посредством телевидения. При этом телевещание рассматривается молодежью скорее как дополнительный источник к информации, получаемой из Интернета. Впрочем, большинство опрошенных фондом молодых россиян используют Интернет, в основном, для общения с друзьями или семьей (78%), а также для учебы или работы (58%).
Для российской молодежи характерен высокий уровень вовлеченности во взаимодействия с новостями, утверждается в “Отчете о потреблении новостной информации среди молодых жителей крупных городов (дневниковое исследование)”, проведенном Левада-центром в марте 2020 года. По данным исследования, три четверти молодых россиян хотя бы раз отправляли сообщение с новостью знакомым, а половина опрошенных ставили отметку “нравится” под новостью. При этом авторы доклада подчеркивают, что степень взаимодействия с контентом зависит от типа новости. Респонденты активнее взаимодействовали с новостями, которые либо касались их лично (в таком случае они чаще делились этими новостями), либо касались их постоянных интересов (в этой ситуации они чаще ставили реакции под постом).
Список исследований
-
“Поколение Путина: между лояльностью и протестом”. Исследование Фонда имени Фридриха Эберта в России. Апрель 2020. Режим доступа (англ. яз.)
-
“Российский медиаландшафт 2019: телевидение, интернет, пресса и социальные сети”. Левада-центр. Август 2019.
-
“Отчет о потреблении новостной информации среди молодых жителей крупных городов (дневниковое исследование)”. Левада-центр. Апрель 2020.