How to read media?
Ru

Александр Амзин: «Я очень надеюсь, что среди выживших останутся независимые СМИ»

Александр Амзин: «Я очень надеюсь, что среди выживших останутся независимые СМИ»
О том, как пандемия коронавируса, карантин и изоляция повлияли на медиарынок, какое будущее ждёт СМИ и что можно прямо сейчас посоветовать читателям и редакторам — независимый медиаконсультант, ведущий телеграм-канала @themedia, эксперт проекта «The Earth Is Flat - Как читать медиа?» Александр Амзин.

- Мы с начала года наблюдаем за изменениями в мире из-за эпидемии и карантина и уже месяц в активной фазе в России. Какие основные тенденции в медиа? Что изменилось радикально? Или проявились те проблемы, которые и так существовали?

- Основных тенденций несколько.
Во-первых, это очень медленное понимание того, что привычные метрики и бизнес-модели малопригодны для нынешнего кризиса. Например, метрика посещаемости даст аномальные сигналы в сравнении с прошлыми периодами и, что немаловажно, с будущими. Лучше перейти на новые метрики, более ориентированные на сообщество и продукт.
Во-вторых, недооценка продолжительности медиакризиса и рекламной модели. Для России все, похоже, начнет налаживаться не раньше четвертого квартала, и у многих СМИ нет такого запаса прочности.

Из проблем тоже хотелось бы выделить две. Бизнесовая — мероприятия как замена рекламной модели в условиях самоизоляции оказались не лучшим выбором. Государственная — регуляторные меры в отношении СМИ со стороны государства и платформ сильно влияют на редакционную политику и, в конечном итоге, приведут как к цензуре, так и к самоцензуре.

- Считаете ли вы опасным баланс между фейковыми и подлинными новостями? ВОЗ объявила фейки угрозой, в том числе в прямом смысле здоровью. В России за фейки о вирусе введены уголовные наказания и уже стали заводить дела. Как вы думаете, это может помочь?

- Я считаю опасным умолчание. Официальные источники (как в России, так и в других странах) долгое время скрывали от населения настоящие масштабы пандемии, а любые негативные прогнозы клеймили алармизмом. Фейки, с одной стороны, надо пресекать. Но недопустимо спускать сверху темники, блокировать распространение дополнительной информации, проводить непрозрачную коммуникационную политику.

- Говорят, что «мир уже не будет прежним». Что изменится в медиа навсегда? Какие изменения останутся после коронавируса в медийной сфере?

- Говорить о том, что изменится, рано. Кажется, что до 2020 года многие медиа экспериментировали с форматами, и сейчас кризис проведет эксперимент по отбору, отделению надуманного от позволяющего выжить. Я очень надеюсь, что среди выживших останутся независимые СМИ, но, вероятно, зря. Скорее всего, напротив, у многих появится ощущение, что надо обязательно получать государственную поддержку на освещение социальных проблем. Это порочная практика, и кризис делает ее выгодной для выживания. Особенно важным станет сектор нативной рекламы для окологосударственных организаций и мероприятий.

- Есть ли у вас топ-5 советов читателям СМИ, адресатам новостей?

1. Прочтя новость, думайте, что вам не сказали.

2. Помните, что заговора не существует, а вот глупость беспредельна.

3. Сверяйте сказанное и должность человека. О вирусах должен рассуждать вирусолог, а не чиновник.

4. Главное — не цифры, а их динамика. Ждите спада, следите за ростом.

5. Не радуйтесь ничему преждевременно. Победы в предыдущих битвах не означают победы в этой.

- А топ-5 советов редакторам, тем, кто занимается производством информации? Какие ошибки со стороны СМИ вы видите?

1. Новости у всех одинаковые. Придумайте, что именно вы будете добавлять каждый день.

2. Вы работаете для людей, которые знают еще меньше вашего. Терпеливо объясняйте, дарите повод вернуться за информацией.

3. Забудьте проблемы вашего круга, ищите проблемы за пределами креативного класса.

4. Срочно научитесь анализировать данные и строить графики.

5. Выбирать спикерами фриков и конспирологов в данной ситуации подло.

Read More