How to read media?
Ru

Проект “The Earth Is Flat – Как читать медиа?” подводит итоги

Проект “The Earth Is Flat – Как читать медиа?” подводит итоги
26

October 2020

Совместный проект Гёте-Института в Москве и портала COLTA.RU “The Earth Is Flat – Как читать медиа?”, реализуемый при поддержке Европейского союза, подводит итоги почти трёхлетней работы. 

Проект проводил воркшопы для школьников, тренинги для учителей, интерактивные видеолекции для студентов и публичные лекции для широкой аудитории, занимался производством собственного контента, поддерживал инициативы в сфере медиаграмотности. 

Эксперты “Как читать медиа?” рассказывали подросткам и взрослым, как ориентироваться в современной онлайн-среде, отличать факты от фейков, критически оценивать то, что предлагают медиа, защищать свои права и отстаивать мнение, корректно вести сетевые споры, адекватно реагировать на троллинг, противостоять кибербуллингу.

Команда проекта обычно получала положительные отзывы. Подростки говорили, что воркшоп дал им новый вектор развития, учителя заявляли, что медиаграмотность должна быть обязательным предметом в школе.

При этом, с методической точки зрения, важно было правильно расставить акценты. Эксперты проекта объясняли, что и гаджеты, и интернет можно использовать с пользой, что нет смысла в запретах, что с детьми нужно говорить на одном языке, что современный цифровой мир нельзя игнорировать, надо научиться в нём жить. 

Участник учительского тренинга в Перми, преподаватель курсов журналистики и директор по развитию школьной газеты Дмитрий Шилова хорошо сформулировал эту идею:

“Если мы говорим о том, что ребята рождаются с телефонами и растут с ними, то пусть для них это станет максимально комфортным. Мы можем дать им инструменты, своё видение. Мы не можем их ограничить. Но можем научить их определять, что хорошо, а что плохо. Если это получится, это будет лучшее, что педагог может сделать для ребёнка”.

Все занятия строились по принципу “равный равному”. Не было назидательности и нравоучений. Эксперты проекта делились знаниями и опытом, но не пытались “научить как правильно”. Всегда был демократический диалог. Многие подростки этому удивлялись.

“Мне нравится, что никто не относится к нам как к детям. Хотя я часто сталкиваюсь с тем, что подростков не воспринимают серьёзно. Невосприятие подростков как личностей, способных мыслить, рассуждать и что-то давать обществу, — это неправильно”, — говорит Полина из Архангельска, участница воркшопа. 

Медиатренеры всегда старались выслушать и показать альтернативу. 

Подростки признавались, что некоторым на воркшоп советовала прийти мама, скидывая ссылку на регистрацию в соцсетях. Более осознанные ребята перед тем, как прийти на воркшоп, прогугливали команду. Её представители — известные специалисты в сфере медиа, многие из них работали в престижных СМИ. Также помогала хорошая репутация Гёте-Института, кого-то привлекал Евросоюз. Для многих людей в регионах тема медиаграмотности — это что-то новое. Поэтому благодаря всем этим факторам мероприятия проекта пользовались успехом. Зачастую они становились главными событиями в городе. 

Цифры говорят сами за себя. В воркшопах приняли участие более 900 человек, хотя изначально планировалось вчетверо меньше. В обсуждениях интерактивных видеолекций в университетах участвовало более 250 человек. Около 300 педагогов посетили 14 обучающих тренингов. Публичные лекции, две онлайн-дискуссии с медиаэкспертами и онлайн-конференция собрали 1800 человек.

География проекта внушительная — 16 городов России: от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Воронежа.

карта_рус.jpg

Не остановила проект пандемия. Команда “Как читать медиа?” быстро перестроила свою работу и вышла в онлайн: были проведены вебинары, опубликованы интерактивные лекции,  мультфильмы и тесты на тему медиаграмотности, а также подготовлена серия экспертных интервью об инфодемии и последствиях самоизоляции.

В самый разгар летнего сезона проект организовал онлайн-конференцию “Медиа 2020: перемены” с лидерами индустрии, которые обсудили не только ключевые тренды медиаграмотности, но и инфодемию, и популярные форматы медиа: телеграм-каналы, подкасты, развитие VR-технологий, дипфейки. Несмотря на большое количество мероприятий онлайн, не самое удачное время, конференция собрала несколько сотен участников. 

В багажде проекта — три реализованных конкурса: два — на создание мультимедийных проектов и один — на разработку авторского воркшопа по медиаграмотности.

Хорошая репутация “Как читать медиа?” сделала экспертов проекта востребованными. Их стали звать выступать на другие площадки: фестивали “Бессонница” и “Коммуналка”, образовательный проект “Курилка Гутенберга”, Московский Международный Форум “Город образования”, “Теплица социальных технологий”.

Для проекта было важным поддерживать гражданский и творческий диалог, привлекать ведущих специалистов в сфере медиа — как российских, так и зарубежных, — независимых журналистов, блогеров, художников, режиссёров и других представителей креативного класса.

Совместно с порталом “Такие дела”, интернет-изданием N+1, студией БФМ и Радио Arzamas удалось создать несколько мультимедийных проектов: документальный сериал “Пока есть связь”, анимационный сериал “Как провести лето”мультфильмы о медиаграмотности, подкаст “Гутенберг позвонит”, серия публикаций в рамках проекта “Новая этика”.

Было очень много запросов от подростков и их родителей по поводу того, как самим создавать медиаконтент. Медиатренеры записали обучающие видео по производству медиа, в которых рассказывают, что такое иммерсивная журналистика, как создавать истории и текстовые медиа, как делать анимацию, как снимать видео на мобильный телефон и как записывать подкасты.

Для тех, кто интересуется медиаграмотностью на серьезном уровне, проект подготовил статьи о главных аспектах медиаграмотности, которые написали журналисты и преподаватели вузов: Как проверять информацию и не стать жертвой fake news; Что такое критическое мышление и зачем оно современному человеку?; Медиаграмотность и права человека; Вместе, но порознь или порознь, но вместе; Жизнь других. Что такое синдром FOMO, есть ли это у вас и нужно ли этого бояться?; Меня преследуют в интернете. Что делать?, Инструкция: как защитить себя от кибербуллинга. Они стали методической базой. Все ключевые термины медиаграмотности были собраны в своего рода азбуке — Глоссарии медиа, специальном разработанном для проекта. Для проверки знаний команда подготовила тесты.

Все теоретические и практические материалы, созданные почти за три года, вошли в “Самоучитель по медиаграмотности”, который презентовали координатор “The Earth Is Flat - Как читать медиа?” Виктория Калинина и методист Ксения Лученко. Самоучитель доступен широкой аудитории в двух версиях: цифровой и печатной.

С марта 2018 года у проекта появилось немало друзей и партнёров в разных российских регионах. На встрече в Москве они познакомились друг с другом, поделились опытом и планами по продвижению медиаграмотности. Проект завершается — идеи медиаграмотности остаются. Следите за нашими новостями!