How to read media?
Ru

"Специальный репортаж" Радио России Белгород о нашем воркшопе по медиаграмотности

"Специальный репортаж" Радио России Белгород о нашем воркшопе по медиаграмотности
Наши наставники Ксения Лученко и Илья Бер и наши ученики рассказывают в "Специальном репортаже" "Радио России Белгород", чему можно научиться на наших воркшопах по медиграмотности для подростков. Аудиозапись эфира доступна на сайте радиостанции.

"Специальный репортаж" от 23 ноября 2018 г.
Расшифровка эфира

Здравствуйте! В студии Оксана Быкова. Любой родитель может вспомнить не один случай, когда, обращаясь к своему ребенку, говорил: «Опять ты в Интернете! Опять ты в телефоне!»

Жизнь онлайн для молодёжи такая же естественная, как ежедневные прогулки по парку для старшего поколения. Если от последних только одна польза, то Интернет может довести молодого человека до трагедии. Можно стать игроманом, жертвой кибербуллинга, а также оказаться в деструктивной секте или поддаться влиянию настоящих злоумышленников. И родители, занятые с утра до вечера своими делами, работой и многочисленными заботами, подчас не могут повлиять на выбор информации своих детей в Интернете.

В Белгород приехала группа специалистов в области медиаобразования как раз для того, чтобы решить эту проблему и сделать жизнь наших детей в онлайн безопасной и полезной. В России стартовал информационно-просветительский проект под названием «Как читать медиа?».

Методист проекта, журналист, доцент кафедры Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Ксения Лученко сообщила, что Белгород стал третьим городом после Москвы и Екатеринбурга, где прошли занятия школы медиаграмотности.

Ксения Лученко: "В нашем тренинге есть небольшая лекционная часть, но, естественно, школьники не любят никакой дидактики, никакого давления на себя. Поэтому мы стараемся просто, чтобы они сами поняли, что это им важно, интересно, чтобы они сами задавали вопросы и были включены в этот процесс просто получения от нас той информации, которая поможет им быть более эффективными, более успешными, более уверенными вот в этой своей онлайн жизни.

И очень важно, что они тратят целый день на самостоятельную подготовку – я хотела сказать, видеороликов – но на самом деле это необязательно видеоролики, где они снимают такой видеоблог, это может быть анимация. Очень всегда успешны вот эти анимационные работы, которые делают ребята. Причем они очень пугаются сначала, когда им предлагают делать анимацию, потому что они сначала говорят: мы не умеем делать анимацию, мы не профессиональные художники, у нас ничего не получится. На самом деле наши видеотренеры объясняют им, что чтобы сделать хороший анимационный ролик, в принципе вовсе необязательно быть художником. То есть это просто методика такая, которая, конечно, сложная, но она требует прежде всего просто переключения мышления вот на этот анимационный канал, а вовсе не каких-то художественных и изобразительных талантов. Хотя, конечно, у тех, кто умеет рисовать, получается быстрее. Потому что визуальное мышление просто развито лучше.

И, конечно, они получают для себя не только навыки верификации информации, не только понимание, как устроено медиапространство, как отличить фейк от нефейка, как проверить информацию и т.д., но и понимают, что они могут с помощью наших тренеров, с помощью вот этого своего времяпрепровождения на выходных с нашей командой, как сейчас говорят, «прокачать свои навыки» и быть более профессиональными в своей собственной вот этой вот медийной итерации, потому что ясно, что все ведут блог в Инстаграме, некоторые ведут видеоблог на ютубе – и когда они понимают, что получают какие-то компетенции, навыки, знания для того, чтобы более качественно делать свои собственные ролики – то есть они обучаются делать то, что им интересно, что они и так делают каждый день, но теперь они могут это делать лучше с помощью знаний, полученных от наших тренеров вот за эти дни."

23 подростка из разных школ Белгорода стали слушателями этой необычной школы. Занятия длились три дня, ребята получили теоретические и практические знания, научились создавать видеоролики. Сегодня их производство очень популярно. В белгородской школе №22 седьмые классы имеют свои каналы на ютубе. Занятия в школе медианграмотности как раз и помогли ребятам по-новому взглянуть на свою творческую работу в Интернете. Об этом Анастасия Кролевецкая.

Анастасия Кролевецкая: "Я научилась работать в команде – это очень полезные знания – и очень оперативно делать продукт, видео. У нас в классе есть канал уже, называется «Зеленые истории». Мы его ведем, снимаем такие забавные видеоролики, поздравления учителям, новости, поздравления на день учителя. У нас в школе есть даже параллельные классы, у которых тоже есть свой канал. Мы все очень дружные и нам нравится очень это делать."

Во время тренинга ребята узнали не только о современных медиа, но и о том, как противостоять агрессии в Интернете. Кибербуллинг – одна из неприятных сторон общения в глобальной сети.

Анастасия Кролевецкая: "Кибербуллинг – это когда люди в сети начинают травить других людей, под фотографиями писать какие-то гадости, вызывая человека на эмоции. Но с этим надо бороться: во-первых, надо обязательно рассказать родителям об этом и родственникам, найти у них поддержку, и надо написать этому кибербуллеру: «Я знаю, что ты делаешь. Это называется кибербуллинг» и постараться уйти от Интернета, больше гулять и так далее, потому что это потом само утихнет, если вы не будете реагировать и напишите, что знаете, кто этот человек и что он делает. Но сейчас довольно часто встречаются такие люди, которые оскорбляют в сети, особенно популярных блогеров и популярных личностей."

Молодые люди, имея небольшой жизненный опыт, легко принимают всё на веру, и этим пользуются нечистые на руку люди, размещают ложную информацию в Интернете, сбивают с пути истинного. Участники школы медиаграмотности узнали, что стоит за верификацией и как отличать фейковую информацию от подлинной. Старшеклассница Татьяна Жечковская так объяснила эти понятия.

Татьяна Жечковская: "Я очень много всего узнала. Например, нам рассказали, как устроена Википедия, ее историю. Рассказали, что не всегда информация, которая есть в статьях или допустим, в телевизоре, которую мы увидели (информацию) – не всегда она действительно правдивая. И нужную всю информацию обязательно проверять, которую мы узнаем. Также мы узнали, как пишутся новости, их структуру. Мы узнали, как снимать качественное видео, разные приемы, последовательность съемки – что за чем, какой этап идет."

На третий день занятий ребята делали свои видеоролики. Кто-то был актером, кто-то режиссером, кто-то оператором. Одна из команд, в которой работала Татьяна Жечковская, в своем ролике объяснила, как распознать фейки в Интернете.

"Страница, скажем так, мягко говоря, не пользуется популярностью. То есть на ней нет «подарков», друзей нет, фотографий нет, нет просмотров, «лайков» нет. То есть страница такая пустая. Нет фотографии с человеком, а какой-нибудь, может котик или какая-нибудь знаменитость, да – а вот самого человека на фотографии нет. Тогда можно понять, что страница фейковая."

Оксана Быкова: "Для себя вы уже определили, каким СМИ можно верить, а каким нельзя?"

"Еще нет, но теперь, узнав подробнее о том, что не вся информация в Интернете правдивая и на конкретных примерах разобрав это явление, я поняла, что буду теперь проверять информацию и не доверять всей информации, которую я получаю в Интернете, да и вообще в СМИ."

Оксана Быкова: "Скажите, а у вас появилось желание повышать свою медиаграмотность?"

"Конечно, я и шла сюда именно за этим."

Оксана Быкова: "А для чего это нужно?"

"Чтобы не обманывать себя. Потому что мозг наш анализирует информацию и принимает на ее основе решения, и чтобы мы не принимали, так скажем, неверных решений, чтобы наши решения, исходя из полученной информации, были наиболее верными. И чтобы не попадать в неприятные ситуации, чтобы, как я сказала уже, не быть обманутыми. Чтобы защитить себя."

Вместе с командой Никита Борзунов создавал анимационный видеоролик «Лес хейта». «Хейт» в переводе с английского (“hate”) означает ненависть к человеку. Что же делать, если ты оказался среди жуткого негатива? Ответ один: нужно выйти из этого леса.

Цитата из ролика:«Фухх, кажется, пора уходить отсюда... Пойду лучше в свое измерение с друзьями погуляю... Зная правила безопасности в сети, спокойно живешь в Интернете...(аплодисменты)»

Помимо производства видеороликов, школьники познакомились с теорией меиаграмотности и вот как об этот рассказал Никита.

Никита Борзунов: "Прежде всего мы детально ознакомились с медиа. То есть медиа - это все, что присутствует на просторах Интернета. Также мы узнали чуть больше о верификации, узнали о Википедии, как ей правильно пользоваться. Также мы узнали о некоторых правилах безопасности в Интернете и также узнали о том, как обезопасить себя от плохих людей в Интернете. У меня еще до данного мастер-класса были СМИ, которые у меня в приоритете, которые, я просматриваю и слушаю чуть ли не каждое утро. И как раз те СМИ, которые я слушаю, они все оказались хорошими и в них не требуется верификации."

Оксана Быкова: "Можете назвать эти СМИ?"

Никита Борзунов: "Прежде всего это какие-либо радиопередачи, ну, например, это чаще всего бывает Радио России, радио Energy. Также, если говорить о газетах, то это «Пионерская правда», которая именно в Белгороде, также это FashionKids – это журнал, который связан с нашей молодежной редакцией. Тоже как бы я его просматриваю. Мне кажется, любому человеку не хочется быть обманутым, поэтому мне кажется, безусловно, быть медиаграмотным человеком – это хорошо."

Медиаграмотности белгородских школьников обучали журналисты-практики с большим опытом работы в ведущих СМИ. С происхождением фейковых новостей ребят познакомил публицист, историк, главный редактор программы «Первого канала», преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы Илья Бер.

Илья Бер: "В любой момент всегда актуально объяснять людям, как устроен мир. Я всегда стараюсь на разных примерах – потому что примеры все равно лучше работают, чем только теория, но и подкрепляя какими-то теоретическими наработками, объяснять, что мир разный, сложный, но при этом очень интересный и невраждебный. И показывать, как оценивать информацию, как пытаться ее проверять, как использовать вероятностный подход к оценке истинности информации и так далее."

Просветительский проект «Как читать медиа?» реализуется московским Гёте-Институтом. Проект адресован самым активным медиапотребителям: подросткам и молодым людям, а также медиаспециалистам, педагогам и всем, кто хочет лучше понимать современное информационное пространство, которое может нести в себе как добро, так и зло. Новые знания, полученные на занятиях в школе медиаграмотности, помогут подросткам узнать больше о современном мире и о том, как стать хорошим лоцманом в Интернете. Следующий город, куда отправятся московские специалисты, - Челябинск. Затем Казань, Сыктывкар, Иркутск. Московские спикеры побывают в 15 регионах России и научат ребят заполнять Интернет качественным контентом, созданным своими руками.

Специально для «Радио России Белгород» Оксана Быкова и звукорежиссер Роман Башмин.