Как читать медиа?
En

Медиаобразование

Историю медиаобразования (media education) создали международные организации ЮНЕСКО и Совет Европы, которым принадлежит ряд инициатив по просвещению и образованию в сфере СМИ. Согласно классической концепции ЮНЕСКО, медиаобразование дает людям возможность понять, как массовая коммуникация используется в обществе и овладеть способностями использовать медиа во взаимодействии с другими людьми. В этом процессе можно научиться анализировать, критически осмысливать и создавать тексты; определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, а также их контекст; интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; получить возможность свободного доступа к медиа — как для восприятия, так и для продукции.

В концепции ЮНЕСКО заложено понимание медиаобразования как “части основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию”, поэтому оно является “инструментом поддержки демократии”. Таким образом участники получают представление о современной медиареальности и учатся определять свою в ней роль. Основной целью медиаобразования эксперты считают развитие “активной и сознательной”, включенной в деятельность СМИ аудитории. Однако несмотря на то, что в основном медиаобразование рассчитано на молодую часть аудитории — в первую очередь школьников — соответствующие дисциплины могут преподаваться и в вузах, и в организациях дополнительного образования.

В 1980-1990-х годах главной целью медиаобразования являлась защита детей, основания которой менялись в зависимости от временного и национального контекста. Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова объясняет, что в Великобритании медиапросветители были озабочены “культурной стороной”: считалось, что СМИ представляют “низкую” культуру, которая может повлиять на ценностные представления детей. В США фокус был направлен в сторону морали: “там существовали опасения о том, что СМИ могут привить детям неприемлемые для них модели поведения”. А в 1970-х годах медиаобразование стало рассматриваться в политическом контексте: сложилось представление о том, что СМИ “ответственны за формирование политических взглядов”. Сегодня же, как утверждает Вартанова, акценты в медиаобразовании сместились в сторону развития “творческих навыков аудитории, востребованных в условиях цифровой революции”.