Как читать медиа?
En

Медиаграмотность

Развиваться это понятие начало в 1930-1940-е годы, рассказывает культуролог Оксана Мороз. В тот момент стало складываться понимание того, что медиа могут становиться пространством пропаганды и манипулятивных практик — и для того, чтобы его рационально анализировать, обычному потребителю новостей стали требоваться специальные навыки. Сегодня под медиаграмотностью понимается необходимая для современного человека способность ориентироваться в медиапространстве, то есть, по определению медиаэксперта Рениры Рампацо Гамбрато, “способность опознавать различные типы медиа и понимать разнообразные сообщения, которые они передают”, улучшая тем самым качество жизни.

В 2017 году ЮНЕСКО опубликовала “5 правил информационной грамотности и медиаграмотности ЮНЕСКО”. Медиатехнологии, интернет, библиотеки и любые формы представления информации “предназначены для критического осмысления и устойчивого развития общества”, считают составители памятки. При этом у людей должен быть доступ к новым знаниям и самовыражению, полагают они. Потребители информации должны понимать, что не все знания являются правдивыми или нейтральными, отмечается в документе, переведенном на русский язык образовательным проектом Edutainme.