Как читать медиа?
En

Медиаэкология

Термин, на английском языке звучащий как media ecology, обозначает область знаний, изучающую взаимодействие и взаимовлияние человека и виртуального измерения среды его обитания, которую формируют медиа. Главный вопрос, на который сегодня ищут ответ исследователи, может быть сформулирован так: в какой степени медиа влияют на состояние человека и общие социокультурные процессы? Рассматривается это влияние на нескольких уровнях: ученые анализируют, как люди общаются друг с другом в условиях медиасреды, как они взаимодействуют с медийными платформами, и как социальные институты развиваются под влиянием той цифровой среды, в которой ведется их деятельность.

Медиаэкология как новое направление социологии и коммуникативных наук появилось в 1960-1970-х годах. Считается, что постановка ключевых проблем этой области стала возможной благодаря социальной философии Маршалла Маклюэна: именно с его программного труда “Понимание человека: внешние расширения человека” начался разговор о пространстве существования человека, сформированном медиа. Ученик Маклюэна Нил Постман с коллегами составили программу по изучению языка для средней школы, в которой предложили рассказывать ученикам о работе с различными средствами коммуникации, чтобы, в том числе, “научить школьников не подвергаться их воздействию”.

В 2000-м году на первой встрече Ассоциации медиаэкологии Постман говорил о том, что человек сегодня существует в двух разных видах сред: физической, “природной” и медийной. “Мы поставили слово “медиа” перед словом “экология”, чтобы показать, что мы интересуемся не просто медиа, но теми способами, которым взаимодействием между медиа и людьми придает характер культуре и помогает ей поддерживать символический баланс”, –– объяснял Постман.

В концепции медиаэкологии важен и феномен медиапространства. Сам термин media space в англоязычных исследованиях ввели в широкий оборот Р. Стултс и С. Харрисон, понимая под этим “электронные условия”, позволяющие людям, которые не находятся в одном физическом и временном пространстве, вместе работать. Они считали, что в таком пространстве люди могут создавать визуальные и звуковые среды и контролировать запись, доступ и воспроизведение изображений и звуков в этих средах. Сегодня существует множество подходов к определению этого феномена. Так, медиапространство может пониматься не только как глобальная среда жизни человека или виртуальная реальность, поддерживаемая с помощью цифровых технологий, но и как совокупность всех медийных текстов, система средств массовой коммуникации, медийный рынок или информационное пространство определенной локации (города, региона или страны).