Как читать медиа?
En

Критическое мышление

Традиционно в это понятие вкладывают умение с рациональным сомнением и обоснованным скептицизмом относиться к окружающим нас информационным потокам. Сопоставление различных точек зрения, определение качества аргументации сообщений, изучение их логических оснований помогает человеку осознавать границы своих знаний и принимать более взвешенные решения в разных ситуациях — в условиях и дефицита, и переизбытка информации. Соответственно, под “некритическим” мышлением понимается “автоматическое принятие на веру прочитанной или услышанной информации”: это означает, что тот, кто ее воспринимает, “не делает паузу, чтобы задаться вопросом, является ли она точной, истинной или здравой”. Критическое мышление считается одним из главных “гибких” навыков (soft skills) XXI века, развивать которые необходимо вне зависимости от сферы профессиональной деятельности.

Критическое мышление особенно важно для восприятия информации, доступной в онлайн-пространстве. Чтобы научиться лучше ориентироваться в информационных потоках, в первую очередь нужно определить свою роль в медиапотреблении. Это может быть роль наблюдателя, участника обсуждений или производителя контента. В статусе наблюдателя мы знакомимся с контентом, который создали другие (читаем, смотрим), участника — делимся этой информацией со своей аудиторией, предлагая ей ее оценить и обсудить, а в роли производителя сами создаем контент для других.

Воспринимая чужой контент, нужно искать первоисточник информации, чтобы убедиться в том, что ему можно доверять, изучать фактическую основу сообщения, оценивать аргументацию автора. Перед тем, как поделиться новостью с другими, стоит проверить свою мотивацию, ведь люди расшаривают контент по разным причинам: новость опубликовал человек, которому они доверяют, захотелось поделиться эмоцией в моменте, оповестить о сенсации первым (“нет времени объяснять”), рассказать о чем-то важном для своего сообщества. Стоит задать себе вопрос: действительно ли этого достаточно, чтобы рассказать о непроверенной новости другим? Создавая собственный контент, нужно в первую очередь учитывать интересы аудитории, к которой обращено ваше сообщения — не обманывать и не вводить заблуждение человека, который его увидит.