Как читать медиа?
En

Конструирование повестки дня

Основоположники теории установления повестки дня (agenda-setting) Максвелл Маккомбз и Дональд Шоу в 1960–1970-х гг. предположили, что СМИ могут косвенно влиять на аудиторию, создавая определенную картину дня, которая во многом зависит от того, какие именно темы журналисты выбирают и как их преподносят. “Мы считаем важным то, что считают важным СМИ”, — писали Маккомбз и Шоу. “У прессы в большинстве случаев может не получаться указывать людям, что им думать, но она поразительно успешно указывает своим читателям, о чем думать”, — цитировали они наблюдения исследователя Бернарда Коэна из Университета Висконсин.

Формируя этот список тем — повестку — медиа на практике пишут об одних проблемах и не замечают другие, выбирают акцент описания, обращаются к определенным экспертам, подбирают аргументы разного типа, рациональные или эмоциональные. Этот процесс особенно характерен для политической повестки дня, о событиях которой широкая аудитория во второй половине XX века узнавала только из сообщений СМИ, а не с помощью собственного опыта. Однако в начале XXI века ситуация изменилась: появление социальных сетей расширило систему источников информации, которыми сегодня пользуется аудитория, и монополия традиционных СМИ на формирование повестки дня стала сокращаться.

Исследователи выделяют три уровня конструирования повестки дня: общественный, политический и медийный — важно, что они никогда не совпадают полностью. Есть определенный набор проблем, которые люди считают важными, даже если они не освещаются в медиа. “Люди не нуждаются в помощи со стороны СМИ, чтобы увидеть в инфляции и безработице серьезную социальную проблему, — они знают это из своего непосредственного опыта”, — объясняет ведущий российский эксперт по теории повестки дня Елена Дьякова. Именно эти темы и составляют основу общественной повестки дня. Понимая принципы формирования повестки дня, внимательно отбирая достоверные источники информации, критически анализируя информацию с использованием всех технологических возможностей, каждый из нас может составить себе свою картину мира, которая будет более полной, чем повестка, транслируемая в традиционных медиа.