Как читать медиа?
En

Хайп

Понятие переводится с английского языка (hype) как “навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж”. Авторы подкаста о переменах “Норм” Анастасия Курганская и Дарья Черкудинова говорят о том, что это “короткий успех”, характеризующий популярность в Интернете. А продюсер Youtube-канала “Парфенон” Илья Овчаренко определяет хайп как “чувства”, близкие, по его мнению, к “социальному возбуждению, радости обладания”. Участниками хайпа могут быть, по определению Курганской, “хайпожоры” –– те, создает хайп вокруг себя, и “хайпбисты” (от англ. hypebeast) –– те, кто старается не пропустить хайп. Значение слова “хайп” может иметь разные коннотации. “Хайпануть” сегодня может означать и намеренное желание встроиться включиться в обсуждение актуальной для аудитории темы, и непреднамеренное действие, которое приведет к нежелаемой публичности того, кто его совершил.

На феномен хайпа влияют условия существующей цифровой среды: сегодня в Интернет-пространстве практически любой человек может стать известным миллионам пользователей, причем как правило, это происходит внезапно и не по его желанию. Так, в 2018 году московский школьник Руслан Салимгареев получил 400 баллов ЕГЭ за четыре экзамена, после чего неожиданно для себя стал героем российских СМИ. В интервью “Медузе” Салимгареев говорил о том, “очень неловко себя чувствует”, когда его “кто-то представляет и расписывает положительные качества”. “Думаешь, это, конечно, все хорошо, и, может быть, это во мне есть, но я же могу не оправдать каких-то ожиданий”, –– описывал свои чувства он. Школьник также рассказал, что отправил в подкаст “Медузы” об этике “Как жить” вопрос “Как справиться с вниманием СМИ”.

“Хайповой” журналисты называют и актуальную тему или повестку, которая в моменте начинает интересовать широкую аудиторию, “выстреливает”. И в том, и в другом случае, распространение информации приобретает вирусный характер, однако волна интереса к предмету обсуждения спадает так же резко, как и появляется. Возникновение хайпа сильно зависит от контекста: одни и те же события могут приобретать значимость в глазах аудитории в зависимости от того, в какое время и в каких условиях происходят. Например, выход в 2019 году американского телевизионного сериала “Чернобыль” (Chernobyl) спровоцировал новую волну обсуждений ответственности людей, принимавших решения в момент аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.